Авиалайнеры и авиамаршруты советских вождей.

Иосиф Виссарионович Сталин много сделал для развития авиации, но сам летать не любил. Известно лишь об одном его полёте — на Тегеранскую конференцию в 1943 году. Другого относительно безопасного варианта добраться на встречу с Франклином Рузвельтом и Уинстоном Черчиллем просто не существовало. Поэтому И.В. Сталину пришлось преодолеть свой страх. Правда, летел он не из Москвы, а из Баку, куда добирался в бронированном вагоне по железной дороге. По пути И.В. Сталин сделал полуторачасовую остановку в Сталинграде. Состав остановился прямо среди развалин. И.В. Сталин спустился в подвал, где ещё недавно находился штаб пленённого фельдмаршала Паулюса. Очевидцы вспоминают, что, осматривая три горы касок немецких солдат, вождь глубоко вздохнул: «А в касках-то были головы немецких парней».

Из Баку в Тегеран советская делегация добиралась двумя американскими военно – транспортными самолётами Дуглас С-47, точнее — их точными копиями советского исполнения в виде Ли-2. Обе машины были переоборудованы под пассажирский вариант с салоном класса «люкс». За штурвалом самолёта, в котором летел И.В. Сталин, находился лётчик дальней авиации, личный пилот Берии полковник Виктор Грачев. Второй самолёт вёл командующий авиацией дальнего действия Александр Голованов. С ним и предложили лететь Сталину И.В., но тот усмехнулся: «Генерал-полковники самолёты видят редко, полетим с полковником…»

Полёт продолжался около трёх часов. Около полудня 26 ноября самолёт со Сталиным И.В. на борту, преодолев по воздуху немногим более 500 км, благополучно приземлился в Тегеране. Полёт сопровождал эскорт из 27 советских истребителей, которые по прибытии в Тегеран остались там до конца конференции.

А вот первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв был заядлым авиапутешественником и регулярно пользовался самолётами во время своих внутренних и зарубежных визитов. Предпочтение отдавал Ил-18. Выбор объясняется тем, что у этого самолёта четыре двигателя: вероятность того, что все моторы откажут одновременно, была крайне низка. Для первого лица государства был оборудован специальный самолёт, получивший индекс «Салон». Именно на нём 14 апреля 1961 года, после своего знаменательного полёта в космос, прилетел в Москву Юрий Гагарин.

Когда советский лидер в 1957 году собрался в США, был подготовлен большой пассажирский самолёт Ту-114, спроектированный в 1955 году на основе бомбардировщика Ту-95. Его экипаж заранее ознакомился с условиями полёта через Атлантику и получил опыт взаимодействия с американскими диспетчерами и аэродромными службами. Тем временем спецслужбы, понимая, что большая часть маршрута проходит над водами Атлантического океана, подняли архивы, изучив мировую практику спасения членов экипажа и пассажиров при «аварийном приводнении». В штиль и при штормовой погоде. Были выбраны наиболее эффективные средства спасения: надувные, спасательные жилеты и плоты, медикаменты, неприкосновенный запас воды и питания, сигнальные дымовые ракеты и даже порошок для отпугивания акул.

За государственными испытаниями Ту-104, проходившими с января по июнь 1956 года лично следил Никита Сергеевич Хрущёв. И был впечатлён! Он даже решил, что предстоящий визит в Великобританию, совершит на Ту-104. Конструкторы, схватились за голову: машина ещё сырая, до конца не проверенная! Полёт на ней — рискованное дело. Хрущёв к мнению специалистов прислушался, полетел другим бортом. Но новенький самолёт красавец — повелел пригнать в Лондон. И не порожняком, чтобы англичане не думали, что это хвастовства ради (хотя так оно и было!), а пусть мол на нём дипломаты летят.

22 марта 1956 Ту-104 прибыл в Туманный Альбион. И вызвал смешанные чувства у англичан. С одной стороны — восхищение, с другой – зависть и досаду. Дело в том, что в Великобритании ещё в 1952 году начали летать собственные реактивные пассажирские самолёты. Они назвались «Комета». Однако эти кометы, так часто падали, что их эксплуатацию приостановили. Кроме этого англичане пустили слух, что русский лайнер Ту-104 существует в единственном экземпляре. И на нём для каждого полёта перекрашивают бортовые номера, чтобы создать видимость, будто самолётов таких у СССР много. Н. С. Хрущёва эта газетная утка разозлила. В итоге, через некоторое время в Лондонский аэропорт из СССР прибыли сразу три Ту-104 и выстроились в ряд. После Ту-104 у СССР появились усовершенствованные Ту-144, развивающие скорость в 2500 км в час. Что было больше Британо-французских «Конкордов» — главных конкурентов нашего авиалайнера. Потом начали выпускать Ту-154, чьи лётные характеристики были на уровне иностранных аналогов.       

Любимым авиалайнером Леонида Брежнева был стремительный красавец Ил-62 – первый турбореактивный авиалайнер с дальностью полёта до 11 тысяч километров. Борт № 1 имел кабинет для работы, спальни, ванную комнату и салон для гостей.

Летать Леонид Ильич не любил, но в силу обстоятельств путешествовать ему приходилось много. Он был заядлым игроком в домино, поэтому практически после каждого полёта стол в основном салоне был в царапинах, и его приходилось полировать.

Брежнев любил зайти в кабину, посидеть на месте механика, ему всё было интересно. Никогда не командовал, считая, что лётчик в самолёте — царь и бог.

9 февраля 1961 года Ил-18 с советским лидером на борту отправился в Гвинею. Обычная рабочая поездка едва не стала последней. Над Средиземным морем первый борт СССР внезапно атаковал истребитель ВВС Франции. Трижды он заходил на цель. Дважды открывал огонь по самолёту и пересекал его курс. Это было неожиданно, ведь маршрут лайнера был заранее согласован с французскими властями, которым был хорошо известно место нахождения и курс борта № 1. За штурвалом советского самолёта находился опытный лётчик Борис Бугаев. Прошедший горнило Великой Отечественной войны, налетавший тысячи часов, он числился личным пилотом Л.И. Брежнева и пользовался высоким доверием. Когда истребитель совершил очередной заход, Бугаев предугадал его действия и сменил траекторию за считанные секунды до начала атаки. МИД Франции назвал инцидент «достойным сожаления» и пообещал разобраться, но виновные так и не были представлены публике.

Л.И. Брежнев высоко оценил уверенные действия своего пилота. Вскоре тот занял кресло министра гражданской авиации СССР. Пробыл на этом посту 17 лет и со временем стал главным маршалом авиации и дважды Героем Социалистического труда.

Большой, красивый, вместительный и безопасный Ил-62 для передвижения по воздуху использовали Юрий Андропов и Михаил Горбачёв. За всё время самолёт ни разу не подвёл своих VIP – пассажиров, всякий раз  он уверенно отрывался от полосы и, спустя несколько часов, аккуратно приземлялся на другом конце планеты. Что касается советских авиалайнеров, на сегодняшний день Ту-154 продолжают эксплуатироваться лишь в структурах ФСБ, Минобороны, МВД и других силовых органов.  После Ту-154 очередь дошла до Ту-204. Его тактико-технические характеристики соответствовали всем международным нормам, и он был допущен к полётам во все страны мира без ограничений. Готовился покорять небо и Ту-334… Но в серию он так и не вышел. Авиакомпании вдруг стали брать в лизинг «Боинги» и «Эйрбасы», а Тушки загнали на хранение в ангары. Прозрение наступило в эпоху санкций: надо иметь всё своё! И самолёты – тоже. Поэтому легендарные Ту возвращаются.

Президентов, канцлеров и премьер-министров редко встретишь в обычном самолёте, даже в первом классе.  По соображениям безопасности и для того, чтобы не зависеть от расписания авиакомпаний первые лица государств летают специальными рейсами. В большинстве стран для перевозки руководства есть административные самолёты, и обычно для обслуживания правительственных нужд используется целый флот воздушных судов разного класса. Эти летающие правительственные резиденции хоть и сделаны на основе серийных авиалайнеров, оборудованы так, чтобы обеспечить максимальный комфорт, защиту и возможности для работы.

Обслуживание Владимира Путина  и других руководителей Российской Федерации обеспечивает специальный лётный отряд «Россия». Сегодня в составе специального лётного отряда «Россия» есть самолёты разных типов. Флагман — Ил-96-300ПУ(М). Буквы «ПУ» в названии судна означают «пункт управления».

Самолёт впервые поднялся в воздух в 2003 году. Это настоящий «летающий Кремль»: на борту есть рабочий кабинет президента, несколько комнат для совещаний, конференц-зал и салон для гостей и сопровождающих лиц. Оборудование спецсвязи может транслировать зашифрованные сообщения с любой высоты в любую точку мира. Кроме того, на борту есть мини-спортзал, столовая, бар, душевые кабины и даже медицинский блок для реанимации и оказания экстренной медицинской помощи.

Путинский самолёт был построен по специальному заказу в Воронеже, и говорят, что на его оборудование и отделку потратили более $50 млн. Стоит отметить, что дело не в золотых унитазах и каких-то излишествах — их там нет, — а в высоких требованиях к связи и безопасности. Самолёт оборудован четырьмя модернизированными двигателями ПС-90А. Планировкой помещений и техническим обустройством занимались специалисты из Diamond Aircraft Industries. Салон выполнен в светлых тонах, в оформлении используются цвета российского триколора. Для украшения — гравюры на исторические темы, вышитые мастерами Павлово-Посадской шёлковой мануфактуры.

Ил-96-300 — большой самолёт: размах крыла у него 60,1 метр, длина 55,35 метров. Стандартная пассажирская версия этого воздушного судна рассчитана на 300 человек. В качестве VIP-борта Ил-96-300 используют также на Кубе. Однако для полётов главы кубинского государства временно переоборудуют авиалайнер, используемый на регулярных рейсах авиакомпании Cubana.

Николай Варавин, историк, ветеран МВД РФ и боевых действий на Северном Кавказе. Полковник милиции в отставке.