Детективы советского кино.

За годы советской власти были сняты сотни кинофильмов детективного жанра. Порой среди них попадались и настоящие шедевры! Но какой же детектив без следователя, оперативного сотрудника уголовного розыска, участкового инспектора милиции- то есть людей, которые разоблачают преступника и объясняют зрителю, «как всё было»?

Руководство СССР времён Иосифа Виссарионовича Сталина детективное кино не жаловало, кроме этого у правоохранительных органов и госбезопасности были другие задачи – охота, то есть выявление «врагов народа». На эту тему фильмы снимались, и доблестные следователи НКВД СССР умело разрушали козни врагов. А работа милиции долгое время оставалась в тени этих «подвигов». Всё изменилось после смерти И.В. Сталина в марте 1953 года. Новый руководитель Коммунистической партии и Правительства Н. С. Хрущёв взял курс на радикальные преобразования в стране, в том числе и в кино. На экранах кинотеатров начинают появляться первые советские фильмы — детективы.

В пятидесятых годах ХХ столетия на экранах Советских кинотеатров появились фильмы о работе сотрудников милиции: «Дело Румянцева « (1954), «Дело № 306» (1956), «Дело пёстрых» (1958). Это было подражание американскому кинематографу, где принято было давать такие заголовки: «Дело мёртвой блондинки», «Дело о похищенных бриллиантах» и т. п. Вместе с детективами рисуется и образ советского следователя. Поначалу он был весьма блеклым. Все советские сыщики 1950-1960–х годов выглядели на одно лицо, поэтому были абсолютно не жизненными. Зрители чувствовали фальшь — и забывали об этих персонажах сразу после окончания фильма. Например, «Дело Румянцева». Кого запомнил зритель? Главного героя народного артиста СССР Алексея Баталова, его друзей, даже подельника преступника (эту роль сыграл народный артист СССР Николай Крючков). Но мало кто помнит рассудительного, справедливого следователя – слишком уж положительный и неестественный.

В октябре 1964 года в Советском союзе на основании решения Октябрьского Пленума КПСС Генеральным секретарём КПСС был избран Леонид Ильич Брежнев. Придя к руководству партией и разобравшись с обстановкой, Л.И. Брежнев решил восстановить общесоюзное Министерство внутренних дел, упразднённое в 1960 году. Иллюзии прежнего Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущёва о том, что общественный порядок и общественная безопасность может поддерживать непосредственно сам народ без каких-либо специальных сил и министерств, к 1966 году уже были утрачены, однако преодолены не до конца. За создаваемым министерством было решено оставить название МООП СССР (Министерство охраны общественного порядка), хотя от него вскоре отказались.

В сентябре 1966 года состоялся Указ Президиума Верховного Совета СССР о назначении Николая Анисимовича Щёлокова Министром внутренних дел. Ветераны органов Внутренних дел хорошо помнят Н.А. Щелокова на посту Министра Внутренних дел, а вот молодые сотрудники, да и молодёжь в целом, практически не знает о нём ничего. Много усилий новый министр уделил изменению мнения о милиционерах среди обычных граждан. И форму заменили, и фильмы о милиционерах (честных, умных, смелых и пр.) стали регулярно выходить на экраны кинотеатров и концерт ко Дню милиции стал одним из основных концертов СССР.

Граждане, насмотревшись «Знатоков», «Анискина», «Петровки, 38», «Огарёва, 6» и других фильмов, действительно стали гораздо лучше относиться к людям в форме.

С началом глубоких преобразований в милиции у кинематографистов, сам Бог велел спросить: с кем вы, мастера культуры? С милиционерами или с преступниками? А они в данном случае были ни с кем. По каким-то причинам тема борьбы с преступностью считалась полузакрытой, и мастера культуры ее практически не касались. Лучшим достижением в кино на тот момент был пронзительный фильм режиссера С. Туманова «Ко мне, Мухтар!» (1964 год).Однако ни одного яркого, живого образа — сыщика, следователя, участкового…

Первым «нетипичным» милиционером советского кино можно назвать героя, народного артиста СССР Михаила Жарова в фильме «Деревенский детектив» (1969 г.). С 1969-го по 1978-й выходят три фильма о деревенском детективе Федоре Ивановиче Анискине по сценарию Виля Липатова. В образе, созданном Михаилом Жаровым, уже не одно поколение людей узнает настоящего участкового. Актёр сыграл пожилого, доброго и мудрого участкового инспектора милиции Фёдора Анискина. В этом, простом, на первый взгляд, фильме речь шла всего лишь о расследовании кражи аккордеона у директора сельского клуба. Но Жаров сумел создать такой запоминающийся образ, что благодарный зритель тут, же дал актёру неофициальное прозвище — Анискин. Он и милиционер, и власть, и советчик, и задушевный собеседник, и просто односельчанин, житель нашего района. Это эталон. Когда заходит разговор, что надо восстанавливать значимость службы участковых, обязательно на всех уровнях звучит фамилия: Анискин. Сам актёр по этому поводу шутил: мол, начав свою звёздную карьеру в кино с роли бандита (Жиган в фильме «Путёвка в жизнь» (1931 г.) ему суждено завершить её ролью служителя закона. Слова оказались пророческими. Образ деревенского участкового инспектора милиции – последнее, что создал Народный артист СССР Михаил Жаров на большом экране. Исполнитель главной роли участкового инспектора милиции Анискина Народный артист СССР Михаил Жаров был награжден памятным знаком МВД СССР- «Отличник советской милиции». Спустя три года после съёмок в фильме «И снова Анискин» Народный артист СССР Михаил Иванович Жаров скончался (15 декабря 1981 г).

В ноябре 1974 года вышел на отечественный телеэкран сериал «Рожденная революцией» (режиссер Григорий Кохан, сценаристы Гелий Рябов и Алексей Нагорный). Собственно, этот проект и был первым крупным проектом МВД в области киноискусства. Руководство министерства пробивало сценарий Рябова и Нагорного на Центральном телевидении, оказывало помощь при съемках. Консультантами выступали замминистра МВД СССР Борис Тихонович Шумилин и начальник уголовного розыска МВД СССР Игорь Иванович Карпец. По тем временам — событие. Во время показа «Рожденной революцией» все взрослое население страны находилось у телевизоров, уличная преступность снижалась на 50 процентов. Однако главный герой картины сыщик Кондратьев (Евгений Жариков) в «народ» не пошел. К шедеврам советского киноискусства этот фильм с плакатными характерами и заурядной литературной основой, конечно, не отнесешь.

Создатели телесериала были награждены Государственной премией СССР (авторы сценария Алексей Нагорный и Гелий Рябов, режиссер Григорий Кохан, артисты Наталья Гвоздикова и Евгений Жариков). Министр внутренних дел СССР Н.А. Щелоков наградил режиссера Г. Р. Кохана знаком «Заслуженный работник МВД».

Телефильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» вышел в свет также при поддержке министра Н. А. Щёлокова. Премьера шестисерийного телефильма «Место встречи изменить нельзя» состоялось в ноябре 1979 года. Когда из ‑ за цензуры не проходили какие ‑ то сцены, диалоги, министр МВД СССР Н. А. Щёлоков приходил на помощь. В одной из сцен, по его просьбе Владимир Высоцкий появился в милицейском мундире, который он наотрез отказывался одевать по идейным соображениям.

Сценарий к фильму написали писатели братья Вайнеры, которым Н.А.Щелоков много помогал и в творчестве, и в жизни. Вайнеры блестяще владели тонкостями милицейской работы, следствия, психологии, им была присуща эрудиция и высокая культура, великолепный язык, выходы на социально острые вопросы. В фильме «Место встречи изменить нельзя» «засветилась» Марьина Роща — в этом районе осуществляла свою преступную деятельность банда «Чёрная кошка», которую описали в романе «Эра милосердия» выросшие в этих местах Аркадий и Георгий Вайнеры.

Аркадий Вайнер работал следователем в 21‑м отделении милиции, затем стал начальником следственного отдела в ГУВД Москвы. И там же в легендарном МУРе на Петровке, 38 вместе с Г. Вайнером работали опер уполномоченными лейтенант милиции Владимир Арапов и знаменитый сыщик МУРа полковник милиции Владимир Чванов, которые стали прототипами Шарапова. Владимир Арапов потом стал начальником одного из отделов МУРа (службу в МУРе закончил полковником милиции), внешне он был очень похож на актёра Владимира Конкина, но не характером; Арапов был балагуром и весельчаком.

Любопытно, что и Арапов и Чванов принимали участие в поимке знаменитого советского маньяка Владимира Ионисяна, получившего прозвище Мосгаз, за то, что представлялся сотрудником газовой службы. На первом канале прошёл сериал «Мосгаз» российский восьмисерийный детективный телевизионный художественный фильм 2012 года из разряда «дел» майора МВД СССР Черкасова. Телесериал «Мосгаз» является первым в серии детективов о майоре Черкасове. Приключения майора Ивана Черкасова продолжились в телесериалах: «Палач» (2014); «Паук» (2015); «Шакал» (2016); «Операция „Сатана“» (2018); «Формула мести» (2019); «Катран» (2020); «Западня» (2021); «Последнее дело Черкасова» (2023)). Легендарный сыщик МУРа Владимир Чванов в последствии тоже стал писать детективы. Вот как он оценивал творчество братьев Вайнеров, как сценаристов фильма «Место встречи изменить нельзя»: «Представляя свою книгу «По следам чёрной кошки», Владимир Чванов отметил «и Вайнеры, и Говорухин – талантливые люди, их фильм всегда смотрю с восхищением, но на самом деле никто в МУРе не гонялся за «Чёрной кошкой», и в банду с таким названием я не внедрялся. Совсем другие названия были у банд, которые мне и коллегам приходилось разрабатывать и изводить под корень…» Владимир Чванов внедрялся в преступную среду. В Марьиной Роще было много банд, и «Чёрная кошка» в фильме стала собирательным образом. Одна из преступных группировок отличалась особой жестокостью, безжалостно лишая людей жизни. Преступников тогда удалось поймать. Правда, во время задержания никто, как в фильме, застрелен не был. Полковник милиции Владимир Чванов, работая на Петровке 38 в МУРе, раскрыл громкие кражи из квартир известных артистов Большого театра и знаменитых скульпторов, в том числе Евгения Вучетича и Веры Мухиной. Сослуживцы в шутку говорили, что он достоин звания заслуженного деятеля культуры. В своей милицейской биографии он прошёл все ступени служебного роста, как оперативный сотрудник. В уголовный розыск 20-летний Владимир Чванов пришёл в 1942 году, сразу после госпиталя, куда попал с фронта с тяжёлым ранением, полученным в боях под Ельней. Начинал с помощника оперуполномоченного в 20-м отделении милиции Москвы, которое «обслуживало» знаменитый бандитский район столицы «Марьина Роща». Любимому делу заслуженный работник МВД России полковник милиции Чванов отдал почти шесть десятилетий жизни.

А вот Жеглов долгое время считался полностью вымышленным персонажем. Однако в одном из поздних интервью Георгий Вайнер вдруг раскрыл карты: «Жеглов был наш товарищ, очень смешной человек, начальник ОБХСС Дзержинского района Москвы. Он был весельчак, гуляка, замечательный оперативник и …взяточник. В конце концов, его посадили. И он – единственный из всех, кто шёл по этому делу (а там был очень крупный процесс, около 20 человек были арестованы), ни в чём никогда не признавался и добился, чтобы его дело пересмотрели».

После освобождения из колонии Жеглов потратил ещё два года на то, чтобы восстановиться на службе. И восстановился! Причём не просто в милиции, а именно на своём прежнем месте работы – в должности начальника ОБХСС Дзержинского района Москвы. «Он вышел на работу, а на другой день подал заявление об отставке, -поведал Вайнер. – На гражданке он занялся более прибыльным делом – плодоовощной торговлей в Москве. Там у него были очень большие доходы, он любил жить на широкую ногу… Но в конце концов что-то там у него случилось, и он покончил с собой».

У народного артиста России Александра Белявского – более сотни ролей в кино, но многим он запомнился по сериалу «Место встречи изменить нельзя», где блестяще сыграл бандита. Братья Вайнеры «списали» его с бандита Фукса из Лосинки, приговорённого к «вышке» в 1947 году. В фильме «Место встречи изменить нельзя», некоторые кадры отсняты в Лосиноостровском районе столицы. И бандит Фукс, прототип Фокса, был главный преступник этих мест в послевоенной Москве. Настоящее его имя Жорка Рабинович – беспросветный двоечник и хулиган, вспоминает о нём Георгий Глетин – житель и краевед Лосиноостровского района Москвы. Но Рабиновича чаще всего называли Фукс. Во время Великой Отечественной войны он ушёл на фронт, был смелым человеком и дослужился до офицера. Но вернувшись домой, стал участником банды в родном посёлке. Фуксу удалось консолидировать различные группировки спекулянтов, картёжников, воров и налётчиков. Суд проходил примерно в 1946-1947 годах. Фукс-Фокс был приговорён к расстрелу.

Аркадий Вайнер за десять лет службы в милиции прошёл путь от рядового инспектора уголовного розыска, до следователя по особо важным делам, знал о том процессе. Хорошо известно, что многие эпизоды, вошедшие в книгу»Эра милосердия», а затем в сценарий фильма «Место встречи изменить нельзя», он «списал» с реальных уголовных дел, о которых получил информацию в период своей службы в органах.

Считается, что основу книги, «Эра милосердия» братья Вайнеры взяли события, связанные с красногорской бандой Ивана Митина. В эту банду входил один из известных московских бандитов Ефим Сиплый. Он был известен тем, что сейфы не вскрывал, а выносил. Силу имел нечеловеческую. Его подручный – громила со стеклянным глазом, в тельняшке под ватником, списан с бывшего штрафника, уроженца Одессы. Это был безжалостный убийца. Так вот прототипом Горбатого, которого сыграл Армен Джигарханян и был Ефим Сиплый. Существовал реальный прототип и у доктора Ивана Сергеевича Груздева, которого сыграл Сергей Юрский. Это был, кандидат медицинских наук Евгений Миркин в 1944 году был обвинён в убийстве жены и приговорён к смертной казни Сотрудники МУРа профессионально выполняли свою работу, хотя все улики были против Миркина. Уже после вынесения приговора оперативники нашли дополнительные материалы, подтверждающие невиновность врача, и Миркин был оправдан. «Место встречи» стало популярнейшим советским детективом. Фразы из этого фильма тут же «ушли в народ». А это самый верный признак успеха.

Аркадий Вайнер вместе с братом Георгием написали много детективных романов, сюжеты которых черпали из милицейских будней. Среди самых известных экранизированных произведений – «Часы для мистера Келли» (1967 г.), «Ощупью в полдень» (1968 г.), «Лекарство против страха», «Гонки по вертикали», «Визит к Минотавру» (1972 г.), «Эра милосердия» (1976 г.), «Город принял» (1978 г.), «Петля и камень на зеленой траве», «Евангелие от палача», ну и, наконец, сценарий фильма «Место встречи изменить нельзя». Пожалуй, это классика детективного жанра. В те же годы расцветает талант и многих других представителей детективного жанра.

На экраны выходят и другие шедевры советского кинематографа, посвященные работе милиции: «Следствие ведут знатоки», «Я, следователь» с Вахтангом Кикабидзе и Вией Артмане, «Петровка, 38» и «Огарева, 6» с Георгием Юматовым и Василием Лановым, «Два билета на дневной сеанс», продолжение «Круг» с Александром Збруевым и кинодраму о судьбе участкового инспектора милиции «Са́мый после́дний день» с Михаилом Ульяновым, который был режиссёром и исполнителем главной роли в этом фильме, по одноимённой повести Бориса Васильева вышедший на экраны в 1972 году. Сыщик Жеглов. Сельский участковый Анискин. Не такие яркие, но тоже живые – следователь Пал Палыч Знаменский, оперативник Томин, эксперт-криминалист Кирбит. Эти образы родились в 1970 –е годы. В 1971 году на экраны выходит первая серия телеспектакля (впоследствии ставшего телесериалом) «Следствие ведут знатоки». Сценаристы — Ольга и Александр Лавровы, в главных ролях — Георгий Мартынюк, Леонид Каневский, Эльза Леждей. ЗнаТоКи.

Пал Палыча Знаменского (так его называли в фильме) сыграл Георгий Мыртынюк. Майора Томина – Леонид Каневский. Роль Кирбит досталась Леджей. Так сформировалось трио, за приключениями которого следил весь Советский Союз. Для каждого героя сценаристы придумали своё амплуа. Мартынюк играл умного, честного и участливого следователя. Всё его оружие – это ручка, листок бумаги и душевный, сопереживающий взгляд. Герой Каневского, напротив, был дерзким, находчивым, энергичным. Его «конёк» — поиск улик и свидетелей, ловля «на живца», работа под прикрытием. Криминалист Кирбит олицетворяла «науку, поставленную на службу человеку». На волне успеха телесериала в милиции даже обсуждался вопрос: не стоит ли всю работу по расследованию преступлений устроить по методу «знатоков»? То есть образовать «тройки» в составе: следовать аналитик, мастер сыска и эксперт. Однако задумка воплощения не получила. Большим энтузиастом этого проекта является сам министр МВД СССР Н. А. Щёлоков. Серии одна за другой (всего 17) выходят до его отставки в 1982 году, затем — перерыв, в 1985 году проект возобновляется, а последняя, 24-я серия «Знатоков» выйдет на экраны в 2003 году! Но после выхода двух последних серий идея заглохла. Что поделаешь: на дворе уже другая эпоха, другая страна!

Здесь особо хочется сказать о трёх советских фильмах, о расследованиях преступлений в поездах и самолётах. В них очень хорошо показана работа транспортной милиции по раскрытию преступлений и охране общественного порядка. «Дополнительный прибывает на второй путь» — двухсерийный советский детективный фильм 1986 года, снятый на «Таджикфильме» режиссёрами Валерием Ахадовым и Сайдо Курбановым по одноимённой повести Леонида Словина не изобилует погонями и перестрелками. Он интересен другим — кропотливой работой оперативников уголовного розыска транспортной милиции, кухню которой Словин, прослуживший много лет в транспортной милиции, хорошо знал.

В тамбуре поезда Москва — Душанбе обнаружен труп одного из пассажиров. Версию «преступник всё ещё в поезде» поручают отработать собиравшемуся в отпуск майору транспортной милиции Денисову (его играет Сергей Никоненко). Помогать ему будет капитан таджикского УГРО Курбанов (эту роль исполнил Сайдо Курбанов), командированный в Рязань в связи с делом об особо крупном мошенничестве.

«Убить «Шакала» (1991 г). В Алуште грабят ювелирный магазин, тяжело ранят милиционера. Он успевает назвать услышанную кличку «Шакал». Рано или поздно всем надо уезжать: и отдыхающим, и преступникам.

В поезде Симферополь-Киев идет обычная для советских людей вагонная жизнь: кто-то режется в карты, кто-то проводит время в ресторане, а прибалт Эрих никак не может расстаться с курортной подружкой, несмотря на то, что она — чужая жена. Пока его знакомый поит и удерживает мужа, парочка устраивает прощальное рандеву, не видя, что их уединение заметили.

В то же время некто приходит к одному из участников ограбления и заявляет, что недоволен размером своей доли. Вернувшийся в свое купе Эрих обнаруживает труп. В поезд подсаживается милицейская группа во главе с начальником уголовного розыска линейного отдела Николаем Петровым.

Фильм снят по повести Николая Оганесова «Визит после полуночи». Наш ответ «Убийству в Восточном экспрессе», на что есть прямой намек в тексте. Петров изливает свои догадки молодому милицейскому сержанту (как Холмс — Ватсону).

«Уснувший Пассажир» российский детективный фильм 1993 года. Действие происходит в «лихие 90-е». На затерянном в степи аэродроме совершает непредвиденную посадку пассажирский самолёт, летевший в Сингапур. Вскоре в салоне воздушного судна находят труп гражданина Нидерландов, летевшего первым классом. Среди пассажиров этого рейса случайно оказывается отставной полковник московского уголовного розыска Александр Смирнов, который до приезда следственно-оперативной группы начинает предварительное расследование преступления и вскоре понимает, что убийца находится среди пассажиров самолёта.

В начале 90 – х годов киностудиями Советского союза были отсняты последние фильмы о советской милиции. И после того, как Республики Советского союза стали независимыми государствами, Российские телеканалы были захлестнуты потоками милицейских фильмов о борьбе с преступностью и бандитизмом. Было отснято несколько сотен серий: «Улицы разбитых фонарей», «Опера», «Хроники убойного отдела», «Литейный, 4»… По-настоящему культовым стал сериал «Бригада». Собственно, и сейчас эти милицейские сериалы легко делают рейтинги на российском ТВ. На примере многосерийного телевизионного детектива «Алекс Лютый» давайте обратимся к современным «телешедеврам» о работе сотрудников органов внутренних дел.

На НТВ летом 2020 года был показан криминальный сериал «Алекс Лютый». В основу сценария была положена история предателя — коллаборациониста Александра Юхновского – сотрудника тайной полиции ГДП-721 и примерного советского гражданина Александра Мироненко, который умудрился построить отличную карьеру в послевоенный годы и стать довольно известной публичной личностью – редактором ведомственной газеты одного из союзных министерств, при этом умело скрывающийся от сотрудников милиции и КГБ, хотя только он находился в розыске за убийство более двух тысяч мирных жителей в годы Великой Отечественной войны.

Расследованием преступлений Алекса Лютого в сериале занимается какой-то мифический спецотдел МВД СССР, хотя всеми преступлениями предателей и карателей в советское время ведал и расследовал только Комитет Государственной Безопасности при Совете Министров СССР.

Тут можно, конечно, возразить и привести в пример советский мини-сериал «Противостояние», но только вот есть одно НО — в противостоянии с военным преступником сотрудники МВД СССР показаны умницами и профессионалами, шаг за шагом, пласт за пластом вскрывая деяния и личность предателя Кротова.

Не одному мне при просмотре сериала «Алекс Лютый» пришло сравнение с уже имеющимися аналогами советского и российского кино. Это знаменитый советский многосерийный телевизионный фильм «Противостояние» (1985), поставленный по роману Юлиана Семёнова. Во-вторых, на эту же тему поиска нацистских преступников после войны был выпущен в эфир телесериал «Палач» (кстати, из разряда «дел» майора МВД Черкасова). Вот вам и параллели, по главным героям и ролям: полковник Костенко из МУРа (актер Олег Басилашвили, «Противостояние»), майор Черкасов из того же МУРа (актер Андрей Смоляков, «Палач», и, наконец, полковник Сухарев из наверняка вымышленного спецотдела МВД (актер Сергей Пускепалис, «Алекс Лютый»). Сравните их роли на досуге.

Если поначалу МВД расследовало «бытовуху», то есть дела об убийствах, бандитизме, разбоях («Противостояние», «Палач», «Алекс Лютый»), то, когда «дело» выходило уже на «политический» уровень (нацистские преступления, валютные махинации и т.п.), его забирал себе Комитет Государственной Безопасности, разумно дозволяя лучшим милицейским «следакам» участвовать в поимке преступника. В сериале «Алекс Лютый» эта тема обозначена. Исполнитель роли полковника милиции Сухарева актёр Сергей Пускепалис переиграл, наверное, работников уже всех имеющихся за последние 80 лет правоохранительных органов. Это видно по роли лучшего оперативника в городе Ивана Титова в остросюжетной ленте «Напарники», вышедшей на экран в 2021 году. В том же году вышла детективная драма «Идеалист», где Сергей Пускепалис сыграл идеального сотрудника системы МВД России Глеба Фёдорова.

Он, со своим твердым спокойным лицом реально воплощает образ советского милиционера, так что вопрос о его актёрском мастерстве как-то отпадает, это автор статьи, как бывший сотрудник милиции подтверждает. С. Пускепалис очень хорошо показывает образы сотрудников милиции советского образца. Вспомним его роль майора, а затем подполковника МУРа Проскурина в сериалах «Шифр», «Шифр 2» и «Шифр-3», да и капитана КГБ в сериале «Крик совы».

Очень жаль, но 20 сентября 2022 года произошла трагедия — в результате ДТП в Ярославской области погиб Сергей Пускепалис. Причиной смерти стали несовместимые с жизнью травмы.

Бронированный «Форд Транзит», который актер перегонял в Москву, был приобретен им для защитников Донбасса во время спецоперации и 21 сентября должен был вместе с гуманитарным грузом прибыть в ДНР. Это была не первая его помощь, которую он оказывал защитникам Донбасса. Поездки с творческими выступлениями были регулярными перед военнослужащими и защитниками Донбасса, участниками СВО.

В этот же день Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким артиста, а также коллективу Российского государственного академического театра имени Фёдора Волкова.

26 января 2023 года президент Россиской Федерации В.В. Путин, посмертно удостоил Сергея Пускепалиса — Орденом Мужества — за мужество и отвагу, проявленные при исполнении гражданского долга.

Николай Варавин

Историк,полковник милиции в отставке,

ветеран МВД России и боевых действий.