Кто из нас не смотрел сериал? Сегодня они есть на любой вкус: семейные, исторические, фантастические… И всё же в советское время телевизионные «истории с продолжением» были более популярны, чем современные медиа-саги. Конечно, у всех телезрителей советской поры были свои предпочтения, но есть несколько лент, которые иначе как культовыми не назовёшь. К ним относятся любимая теле — сага всех пограничников – «Государственная граница»(1980-1988). Это уже не исторический, сколько приключенческий фильм. Первые его части напоминают многосерийную ленту о становлении советской милиции «Рождённая революцией» (1974-1977), а в последних сериях разыгрываются настоящие шпионские страсти в духе «ТАСС уполномочен заявить…» (10 серий, 1984). Автор статьи проходил срочную службу в 1973-1975 годах в Краснознамённом Закавказском погран округе, в 10 отдельном Хичаурском погран отряде на 7 погранзаставе, поэтому сериал «Государственная граница» смотрел более десятка раз. Потому что просмотр этих фильмов уносили в добрые воспоминания о своей боевой юности и о тех ярких эпизодах охраны границы, которые остались в памяти.
В 1971 году на экраны выходит первая серия телеспектакля (впоследствии ставшего телесериалом) «Следствие ведут знатоки». Сценаристы — Ольга и Александр Лавровы, в главных ролях — Георгий Мартынюк, Леонид Каневский, Эльза Леждей. ЗнаТоКи. Следить за раскрытием преступлений – занятие увлекательное, особенно если герои симпатичные, умные и изобретательные люди. Большим энтузиастом этого проекта является сам министр Щёлоков. Серии одна за другой (всего 17) выходят до его отставки в 1982 году, затем — перерыв, в 1985 году проект возобновляется, а последняя, 24-я серия «Знатоков» выйдет на экраны в 2003 году!
Особое место в отечественном кинематографе заняли следующие две ленты: «Семнадцать мгновений весны» (1973)-любимый фильм Председателя Верховного Совета СССР, Генерального Секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева, бесконечный источник народного фольклора. В дни его премьеры в августе 1973 года во всём СССР резко снизилась преступность. А после третьей серии киностудию завалили письмами. Кто-то благодарил за то, что мужья вечерами теперь сидят дома в ожидании очередной серии, другие просто восхищались сюжетом и актёрской игрой.
На съемки «Место встречи изменить нельзя» (1979) братьев Вайнеров вдохновил Владимир Высоцкий. Он же придумал несколько эпизодов -например, с карманником Кирпичом, и сам поставил ряд сцен, в числе которых допрос Ивана Сергеевича Груздева, которого играл Сергей Юрский.
Аркадий Вайнер до того как стать писателем, он работал следователем в 21‑м отделении милиции, затем стал начальником следственного отдела в ГУВД Москвы. Вместе с братом Георгием они написали много детективных романов, сюжеты которых черпали из милицейских будней. Среди самых известных произведений – «Часы для мистера Келли» (1967 г.), «Ощупью в полдень» (1968 г.), «Лекарство против страха», «Гонки по вертикали», «Визит к Минотавру» (1972 г.), «Эра милосердия» (1976 г.), «Город принял» (1978 г.), «Петля и камень на зеленой траве», «Евангелие от палача», ну и, наконец, сценарий фильма «Место встречи изменить нельзя». Пожалуй, это классика детективного жанра.
Исполнилось уже более полувека с момента выхода в свет популярного детектива братьев Вайнеров «Визит к Минотавру», по мотивам которого в 1987 году был снят знаменитый многосерийный фильм. Как это часто бывает, в основу создания книги легла реальная детективная история, но самое интересное оказалось в том, что издание детектива стало поводом к преступлению, которое грабители совершили, посмотрев его экранизацию.
В литературном произведении братьев Вайнеров «Визит к Минотавру» описываются две сюжетные линии. В первой из них рассказывается история жизни легендарного скрипичного мастера Антонио Страдивари. Во второй речь идёт о расследовании ограбления знаменитого скрипача Льва Полякова, у которого преступники украли скрипку Страдивари.
Историческая сюжетная линия описывает биографию реальных людей и с точки зрения выявления возможных прототипов не представляет большого интереса, поскольку они известны. В то же время история с кражей скрипки, произошедшая во второй половине ХХ века, невероятно интересна и заслуживает отдельного рассказа.
Дело в том, что прототипом знаменитого на весь мир ограбленного советского музыканта Льва Полякова выступил настоящий «король скрипачей» Давид Ойстрах, а преступление было совершено на самом деле. Мало того, именно появление детективного романа и снятого по его мотивам многосерийного фильма впоследствии породило новую громкую кражу, целью которой стала скрипка Страдивари, некогда принадлежавшая Давиду Ойстраху. Впрочем, обо всём по порядку…
Вы удивитесь, но во время первого ограбления 27 октября 1968 года воры вынесли ценностей из квартиры скрипача на баснословную сумму порядка 120 тысяч долларов США, но бесценные скрипки стоимостью несколько сотен тысяч долларов США, которых в доме музыканта оказалось несколько штук, не взяли. Во время преступления именитый скрипач находился в Италии на гастролях. Чтобы проникнуть в квартиру жертвы на улице Чкалова, которая находилась на сигнализации, преступники использовали приём, который они подсмотрели в американской криминальной комедии «Как украсть миллион».
В знаменитой киноленте злоумышленник за ночь несколько раз инициировал срабатывание охранной сигнализации, после чего она была отключена ночной охраной, и путь к ограблению был открыт. В Москве преступник поступил точно также, добившись того, что как и в кино, уставшие от ложных вызовов сотрудники вневедомственной охраны перестали обращать внимание на поступающие сигналы тревоги из квартиры музыканта. И совершенно напрасно! В это время двое преступников, как впоследствии выяснилось родных братьев, поочерёдно побывали в квартире скрипача, откуда вынесли множество ценных вещей.
Большинство украденных предметов представляли собой ювелирную, художественную и культурную ценность. Добычей воров, в частности, стал портсигар из чистого золота, обсыпанный алмазами, который Давиду Ойстраху подарил лично первый президент Турции Ататюрк. Не меньшую ценность представляли запонки, инкрустированные бриллиантами, являвшиеся подарком королевы Бельгии Елизаветы. Настоящим произведением искусства считались и украденные драгоценные шахматы, в которых доска была выполнена из полудрагоценных камней, а фигуры – из серебра и золота. Большой ценностью обладал золотой ключ от ворот Иерусалима. Кстати, в книге также значился украденный символический ключ от города, но не Иерусалима, а Страсбурга. Про крупные суммы денег в рублях и иностранной валюте, а также ордена, коллекцию часов и фотоаппараты можно даже не упоминать. В общем, улов воров был велик…
Учитывая уникальность украденных предметов, а также мировую известность подвергшегося ограблению скрипача, милиция провела следствие в кратчайшие сроки, получив хорошие результаты. Кроме того, следственные органы испытывали серьёзное давление со стороны властей и иностранных посольств, чьи представители требовали незамедлительно найти грабителей и вернуть похищенные ценности музыканту с мировым именем.
Надо сказать, что, в отличие от киношных следователей, в реальной жизни советские сыщики достаточно быстро вышли на преступников, арестовали и заключили их под стражу. Злоумышленниками оказались два брата из Воронежа, Борис и Сергей Никоновы. По версии правоохранителей, во время преступления в здании шёл ремонт. Воспользовавшись этим обстоятельством, один из уголовников под видом рабочего строителя вскрыл квартиру музыканта и ограбил её. Затем по его стопам отправился младший брат, которому было всего 18 лет, забрав то, что не успел унести старший. При этом ни первый, ни второй из грабителей не взял ни одну из знаменитых скрипок, поскольку не мог даже представить, что обычные – старенькие на вид – музыкальные инструменты могут стоить столь баснословных денег.
Дело в том, что скрипач попросил милицию не афишировать произошедшее ограбление. Поэтому братья Вайнеры обыграли сюжетную линию таким образом, чтобы нельзя было провести параллели, так как скрипки остались на месте. Причём скрипок работы Антонио Страдивари у Давида Ойстраха было не одна, а целых три. Однако грабители оказались людьми необразованными и посчитали, как они потом заявили на следствии, что такого добра полно в магазине музыкальных инструментов на Неглинной по десять рублей за штуку, так что брать их не стали.
В тоже время по сюжету детектива у скрипача Льва Иосифовича Полякова крадут скрипку «Санта-Мария», считавшуюся одним из лучших творений Антонио Страдивари. Но в реальной жизни Давид Ойстрах владел другими скрипками работы известного итальянского мастера, одну из которых впоследствии сняли в фильме «Визит к Минотавру». Одна из скрипок Страдивари, которая находилась в коллекции знаменитого скрипача, была выдана ему для выступлений из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов.
До революции 1917 года скрипка принадлежала знаменитому князю Феликсу Юсупову, одному из участников покушения на Григория Распутина, благодаря чему получила своё имя – «Юсуповская». Ещё одну скрипку Страдивари 1705 года производства – «Марсик», названную по имени одного из её владельцев скрипача Мартена Марсика, Давид Ойстрах лично приобрёл за границей в 1955 году. Третью скрипку работы Антонио Страдивари знаменитому советскому скрипачу преподнесла в дар королева Бельгии Елизавета, которая на протяжении всей своей жизни испытывала сильную симпатию к Советскому Союзу.
В 1937 году монаршая особа написала письмо И.В. Сталину с просьбой прислать на организованный ею конкурс — скрипачей из Советского Союза. Его победителем стал Давид Ойстрах, который впоследствии очень трепетно вспоминал о своём знакомстве с бельгийской королевой. Именно эта скрипка и исполнила в фильме роль музыкального инструмента, который похитил и коварные преступники. Причём участие в картине оказалось для скрипки пророческим. Спустя годы этот музыкальный инструмент был украден по-настоящему. Таким образом, произошёл уникальный прецедент. Сначала писатели создали литературное произведение о музыкальном инструменте и его обладателе, придумав выдуманную историю, а уже затем она нашла отражение в реальной жизни.
Прошли годы. Легендарный скрипач скончался, а его скрипка была передана в дар Московскому государственному музею музыкальных инструментов им. Глинки. По страховке музыкальный инструмент стоил миллион долларов.
Разумеется, скрипку тщательно охраняли. Но преступники оказались хитрее охраны. Глубокой ночью 23 мая 1996 года воры изменили настройку охранной сигнализации и проникли в музей. В качестве добычи преступники, как и планировали, забрали скрипку Страдивари и не менее ценную скрипку немецкого мастера XVII века Якоба Штайнера. Спустя несколько недель грабители позвонили в музей с предложением выкупить у них скрипку Страдивари за миллион долларов. Власти страны были готовы заплатить запрашиваемую сумму, но грабители, очевидно испугавшись ареста, на сделку не вышли. К счастью, по номеру телефона, с которого звонили преступники, милиция вычислила их местонахождение, и арестовали в Сочи.
В ходе оперативно — разыскных мероприятий обе скрипки в сильно повреждённом состоянии были найдены в сельском доме на границе с Абхазией. На следствии воры заявили, что некие неизвестные личности попросили их совершить это резонансное ограбление. Поразмыслив, преступники вспомнили фильм «Визит к Минотавру» и решили украсть скрипку Страдивари. Однако заказчик ограбления, если, конечно, он существовал на самом дел, пропал. Не дождавшись его появления в условленном месте, грабителям пришлось пойти на рискованный шаг, предложив музею выкупить украденную у него скрипку.
Это решение стало для преступников роковым. При этом интересно отметить, что большинство резонансных ограблений в мире антикварных музыкальных инструментов по какой – то роковой закономерности связано со скрипками работы Антонио Страдивари. Причём большинство из них произошло после выхода литературного произведения братьев Вайнеров, чьё творчество оказалось пророческим…
Не смотря на то, что в нашей стране наибольшую известность имеет скрипка, принадлежавшая Давиду Ойстраху в мире существует не мало других инструментов знаменитого мастера. До наших дней их сохранилось около 650-ти.
Советский художественный цветной фильм «Возвращение «Святого Луки», снятый режиссёром Анатолием Бобровским в 1970-м году, тоже имеет свою криминальную историю.
Весной 1956 года из Русского музея в Москве была похищена картина Франца Хальса «Святой Лука». Ограбление случилось в санитарный день, когда музей закрыли. Преступник просто зашёл за ограждение, достал тупой нож, вырезал им картину из подрамника и ретировался. Следователи сразу предположили, что орудовал кто-то из работников культурного учреждения, а кража была совершена по заказу для коллекционера или вывоза картины за границу.
Но в реальности всё оказалось совершенно иначе. Прокуратура и МВД СССР проверили всех крупных коллекционеров, взяли под «колпак» иностранцев, интересовавшихся живописью, поставили «прослушку» у искусствоведов, но всё тщетно. Картина как сквозь землю провалилась. Учитывая её невероятную стоимость, стражи порядка посчитали, что полотно уже не найти. И совершенно напрасно! Картину вскоре обнаружили. Причём случайно.
Как-то раз к дорого одетому мужчине у магазина грампластинок подошёл спекулянт и предложил приобрести у него подлинник полотна художника «уровня Рембранта», как выразился сам продавец. За картину он попросил 100 тысяч рублей (советских полноценных рублей — это очень большая сумма по тем временам, автомобиль «Жигули» стоил 5 000 рублей, а «волга» — 15 000 рублей, трёхкомнатная кооперативная квартира 10 000- 12 000 рублей). К счастью, покупателем оказался оперативный сотрудник МВД СССР, который охотился в тот день на другую «добычу». Сделку назначили на следующий день, там преступника и арестовали. Выяснилось, что полотно украл рецидивист, работавший помощником реставратора. Картина, оказалась сильно повреждена, а на её восстановление ушло целых два года.