Вооружённые силы России и МВД Российской империи в годы Первой мировой войны.

(К 110 –й годовщине начала Первой мировой войны).

1 августа 1914 года, ровно 110 лет назад, после объявления войны Германией Российская империя вступила в Первую мировую войну. 

Первая мировая война (1914-1918) − одно из крупнейших, переломных событий, изменивших облик Европы и всего мира. Этот гигантский, невиданный до той поры катаклизм обернулся утратой миллионов жизней, падением могущественных империй, становлением новых национальных государств, коренными переменами в системе международных отношений. Война оказала воздействие на судьбы миллионов людей, обусловила многие тенденции мировой политики, по сути, определила дальнейший ход развития человеческой цивилизации.

Для России, принявшей самое активное участие в войне, она стала великим подвигом и вместе с тем – огромной трагедией, ввергнувшей страну в хаос революции и кровопролитной борьбы за власть. Была прервана эволюционная трансформация российского общества, подготовленная реформами второй половины XIX – начала XX в. Россия оказалась в уникальной ситуации, проиграв войну проигравшей Германии.

1 августа 1914 года начался первый военный конфликт мирового масштаба, в который были вовлечены 38 из существовавших в то время 59 независимых государств (две трети населения земного шара).

Война велась между двумя коалициями держав – Антантой (Россия, Франция, Великобритания) и странами Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия и Италия; с 1915 года – Четверной союз: Германия, Австро-Венгрия, Турция и Болгария) – за передел мира, колоний, сфер влияния и приложения капитала, отмечается в «Большой российской энциклопедии».

На рубеже XIX–XX веков США, Германия и Япония стали опережать в экономическом развитии Великобританию и Францию и претендовать на их колонии. Наиболее агрессивно на мировой арене выступала Германия. Она стремилась овладеть колониями Великобритании, Бельгии и Нидерландов, закрепить за собой захваченные у Франции Эльзас и Лотарингию, отторгнуть Польшу, Украину и Прибалтику от Российской империи, подчинить своему влиянию Османскую империю и Болгарию и совместно с Австро-Венгрией установить свой контроль на Балканах.

Начало ХХ века стало для Германии периодом огромного экономического роста, известным этапом поступательного развития. Германская промышленность заняла монополистические позиции по целому ряду направлений – в автомобилестроении, химической промышленности и т. д. Для дальнейшего развития стране требовались «жизненное пространство», сырьевые ресурсы. Берлин вел борьбу за мировое господство. Будучи государством с мощной армией, Германия стремилась стать также великой морской державой. Политика и логика развития этой страны объединяли против нее недавних врагов, стремившихся защитить собственные интересы от германских конкурентов. В этом смысле война была неотвратимой, поскольку неотвратимым было желание Германии и примкнувшей к ней Австро-Венгрии решить стоявшие перед ними задачи военным путем.

Первый канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк говорил, что превентивная война – это самоубийство, совершенное из страха перед смертью. Однако в Германии господствовало опасение, что время работает против нее и ее союзника – Австро-Венгрии. Поскольку Австро-Венгрия – основной союзник – слабела, а Россия, наоборот, с каждым годом усиливалась, положение Германии становилось все более уязвимым. Потеря же Австро-Венгрии означала полную изоляцию Германии на международной арене.

Накануне 100-летия начала Первой мировой войны политические демагоги на Западе постарались переложить ответственность за эту войну с Германии и Австро-Венгрии на Россию и Сербию. Но это именно демагогия. В действительности Николай II до последней возможности пытался избежать войны. Однако, поскольку немцы решили воевать, деваться ему было некуда. На кону стоял престиж империи. Поводом к началу войны стало убийство в г. Сараево (Сербия) австрийского престолонаследника эрцгерцога Франца Фердинанда и его супруги, совершённое 15 (28) июня 1914 г. сербским студентом Г. Принципом. 10 (23) июля Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум, а 15 (28) июля объявила ей войну.

Для того чтобы поддержать Сербию, 17 (30) июля России начала всеобщую мобилизацию. В ночь с 18 (31) июля на 19 июля (1 августа) Германия потребовала от России прекратить мобилизацию, а 19 июля (1 августа), не дожидаясь ответа, объявила России войну. 24 июля (6 августа) её примеру последовала Австро-Венгрия. 21 июля (3 августа) Германия объявила войну поддержавшей Россию Франции, а 22 июля (4 августа) Великобритания объявила войну Германии. Постепенно в военные действия оказалось втянуто 38 государств.

Россия не хотела этой войны и всеми силами пыталась ее предотвратить (равно как и Балканские войны 1912-1913 годов). Министр иностранных дел С.Д.Сазонов и сам Николай II вплоть до последних дней июля 1914 года предпринимали усилия, направленные на дипломатическое урегулирование конфликта. Однако Германия уже приняла для себя решение и 1 августа объявила войну России, а 3 августа – Франции. 4 августа в войну вступила Великобритания.

Когда Первая мировая началась, целью российского императора стала война до победного конца. И тут уже не было вариантов. Кстати, летом и осенью 1914 года вообще мало кто сомневался в том, что победоносное завершение войны не за горами…

Николай II понимал, что победа в войне усилит монархию в России и обеспечит передачу власти цесаревичу Алексею. Для Николая это было принципиально важно. Это архетип режима, осознающего свою слабость. Победоносная война должна была укрепить власть императора. А либеральная оппозиция опасалась победы, которая упрочила бы положение царского правительства и исключила бы в обозримом будущем реализацию мечты думских либералов о формировании своего правительства. С лета 1914-го по май 1915 года все успехи на фронте думцы приписывали себе, а правительство – себе. Здесь уместно вспомнить пословицу «У победы сто отцов, а поражение всегда круглая сирота».

Российские вооруженные силы не были должным образом реорганизованы и подготовлены к войне, однако с самой лучшей стороны проявили себя в боевых действиях. Ими были выиграны 22 сражения из 55, в которых они участвовали – Галицийская битва, Варшавско-Ивангородская операция, Мазурское и Праснышское сражения, Брусиловский прорыв и другие сражения. Военные действия в Европе проходили в основном на двух фронтах: Западном (Франция) и Восточном (Россия). Русской армии пришлось начать наступление, не дожидаясь завершения мобилизации, для спасения отступавших армий союзников. Россия была верна союзническому долгу и не раз приходила на выручку партнерам по Антанте. В августе 1914 года Франция, оказавшаяся на грани поражения, обратилась к русскому правительству с просьбой как можно скорее начать наступление в Восточной Пруссии, чтобы ослабить германское давление на западном фронте. Российское командование не успело в полной мере подготовиться к проведению запланированной операции, но, не колеблясь, пришло на помощь союзнику. Платить за это пришлось дорогой ценой – разгромом армии генерала А.В.Самсонова. Однако немцы были вынуждены перебросить с Запада на русский фронт два корпуса, и Франция была спасена. Красноречиво признание маршала Ф. Фоша: «Если Франция не была стерта с лица земли и Париж не был взят в первые же несколько месяцев, то это только благодаря жертвенному наступлению русских». Если в августе и сентябре 1914 года русские войска и потерпели поражение в Восточной Пруссии, но на Юго-Западном фронте сумели разгромить соединения австро-венгерской армии и в начале сентября 1914 г. заняли Галицию. Из-за недостатка вооружения и больших потерь наступление было решено приостановить.

Успешные военные действия русских войск в Германии в начале 1915 г. вынудили немецкое командование провести перегруппировку сил и перебросить на Восточный (русский) фронт основные силы. В результате немецкой наступательной операции Россия оставила территорию Польши, Прибалтики, Украины и Западной Белоруссии. С начала войны потери русских войск составили 3,5 млн. человек убитыми, ранеными и пленными.

В боевых действиях на полях первой Мировой войны всё изменилось после Великого отступления 1915 года. Именно тогда всем стало ясно, что у нашей армии далеко не все так хорошо, как считалось раньше. И встал вопрос: кто в этом виновен? Желающих взять на себя такую ответственность не нашлось. А дальше начались политические игры, которые продемонстрировали наивность российского политического класса. В дальнейшем стойкость русской армии сыграла существенную роль в том, что державы «Сердечного согласия» смогли выдержать натиск вражеских сил.

С началом Первой мировой войны прилегающие к театру военных действий территории Российской империи были переведены на военное положение, после чего вопросы обеспечения общественного порядка перешли в ведение военачальников. В ходе военных действий численность губерний, входивших в в указанные территории, постоянно увеличивалась. Оставшаяся территория была переведена на положение чрезвычайной охраны.

Особенностью указанных положение было расширение полномочий полиции. Так, в целях реализации «Положения о подготовительном к войне периоде» от 17 февраля 1913 года Министерством во все губернии были направлены поручения о необходимости взятия под «охрану и обслуживание всех казённых учреждений гражданского ведомства», а также указания о принятии мер к недопущению забастовок и причинения ущерба имуществу заводов, производящих предметы военного назначения.

Руководителям подразделений полиции на территориях, объявленных на военном положении, было предоставлено право задерживать любых лиц, в отношении которых достаточно было только подозрения в том, что они занимаются противоправной деятельностью. При этом место жительства данных лиц могло при отсутствии серьёзных оснований быть подвержено обыску. В связи с военным положением в отношении лиц, проживающих на указанной территории, была усилена уголовная ответственность.

Для организации эвакуации населения, государственного имущества и архивов с началом войны при Департаменте полиции был создан специальный совет, ответственный за соответствующее направление деятельности, который также обеспечивал контроль за ликвидацией промышленных предприятий, принадлежащих иностранцам, государства которых вели военные действия против Российской империи. При этом вместе с отступавшими войсками последними подведомственную территорию оставляли полицейские чины. В период эвакуации полицейские находились в распоряжении военачальников, осуществлявших военное снабжение армии, после чего для продолжения прохождения службы они подлежали переводу в другие места.

Кроме того, эффективность эвакуации обеспечивалась принятием соответствующих нормативных правовых актов. Например, Главнокомандующим армиями Западного фронта были утверждены правила «О порядке оставления гражданскими властями своего местопребывания при отходе наших войск».

К эвакуационным мероприятиям широко привлекались также конвойные команды, полномочия которых с началом войны существенно расширились. Данные подразделения, в частности, принимали участие в проведении эвакуации тюрем. Так, в 1914 году было эвакуировано 28 мест заключения, а в 1915 году- 58. 151 943 иностранца, подлежащих призыву на военную службу в других государствах, были перемещены в тыл. Конвойные команды привлекались также для выдворения иностранцев за пределы границ России, осуществления конвоирования военнопленных, охраны направляемого на фронт военного имущества, в том числе транспорта грузов.

21 августа 1914 года российской армией были взяты Львов и отдельные территории Галиции. На занятой территории были образованы Львовская, Черновицкая и Тернопольская губернии, в связи с чем потребовался перевод большого количества сил полиции из Российской империи на данные территории. Так, в августе 1914 года в Галиции после учреждения генерал-губернаторства и нескольких губернаторств, были предприняты меры по организации управления на данной территории. Назначение и направление в Галицию полицейских чинов осуществлялось при прямом участии военной власти. При этом право назначения должностей распределялось так, что Верховный главнокомандующий мог назначать 1 человека, главнокомандующим армиями Юго- Западного фронта- 40 человек, губернаторы – 29 человек, Министерство внутренних дел – 138 человек, заместители министра внутренних дел – 3 человека, генерал-губернатор Галиции – 144 человека. Несмотря на то, что кандидаты на указанные должности должны были соответствовать высоким образовательным и репутационным требованиям, качество назначаемых кадров отвечало им не в полной мере. Это обусловливалось тем, что последние были плохо знакомы с Галицией и по своей общей квалификации «не годились для той роли проводников русских государственных начал, которая им была назначена».

Другой важной задачей, стоящей перед полицией в годы войны, была организация системы административно-полицейского надзора на территориях Галиции и Буковины, занятых российской армией. Выполнение этой задачи, связанной с укреплением общественного порядка на занятых территориях, было возложено на сельскую полицейскую стражу, общее руководство которой осуществлялось из России. Между тем из-за своей малограмотности, а также по причине отсутствия необходимой специальной подготовки, опыта стражники не всегда могли успешно выполнять возложенные на них задачи. Это, в свою очередь, негативно воспринималось военным руководством.

В результате достигнутых российской армией побед в конце 1914 года, сопровождающихся занятием территории Галиции, возникла необходимость в организации государственного управления России на её территории, в том числе полицейского. Для этого по указанию Главнокомандующего генерал-адъютанта Н. И. Иванова в указанную местность были направлены: 7 кандидатов на должности помощников начальников уездов, 5 кандидатов на должности полицейских приставов, 10 кандидатов на должности помощников приставов, 60 околоточных надзирателей, 70 старших и 300 младших городовых с вооружением, 225 конных урядников и 1000 конных стражников с вооружением и снаряжением.

Несмотря на то, что позднее русские войска были вынуждены отступать, а назначенные чины полиции вернуться к предыдущим местам своей службы, можно в целом охарактеризовать, что предприятие МВД меры по обеспечению охраны общественного порядка на занятых территориях были реализованы достаточно успешно.

После Великого отступления 1915 года многим стало ясно, что у нашей армии далеко не все так хорошо, как считалось раньше. И встал вопрос: кто в этом виновен? Желающих взять на себя такую ответственность не нашлось. А дальше начались политические игры, которые продемонстрировали наивность российского политического класса.

К концу 1915 года окончательно погибла кадровая армия. Имеется в виду ту хорошо подготовленную русскую армию, с хорошо обученным офицерским составом, которая начинала войну. В советских фильмах о революции любили показывать белых офицеров как офицеров кадровых, из довоенной еще армии. Так вот, к началу революции это были в основном люди далеко не военных профессий, которые стали офицерами уже во время Первой мировой, пройдя ускоренную подготовку.

Это был качественно иной офицерский корпус. И не только по социальному происхождению. Если до войны офицера готовили как минимум три года, то во время войны – всего шесть месяцев. Резко сократились и сроки подготовки солдат. А ведь для того чтобы человек стал солдатом, его тоже надо было обучить. На это требовалось время. Теперь, чтобы солдаты могли маневрировать в составе батальонов и полков, времени нужно было еще больше. В Русской императорской армии подготовка новобранца обычно велась полгода, а в годы Первой мировой за такой срок готовили офицера.

Уже в 1915 году стало очевидно, что качество подготовки и боеспособность пехоты резко упали. Поэтому передышка от активных боев, наступившая на фронте в конце этого года, была использована командованием для переподготовки военнослужащих. Это пошло на пользу. Кадры, подготовленные к весне 1916 года, были использованы в Брусиловском прорыве. За зиму 1915–1916 года улучшилось и снабжение вооружением, продовольствием и боеприпасами. Солдатский мясной паек был увеличен вдвое. Сахарный паек вырос с двух до шести фунтов в месяц. Тыл поставлял армии 10 тыс. быков ежедневно. Шла перестройка экономической жизни на военные рельсы. К сожалению, она началась слишком поздно, и к весне 1916 года мобилизация русской промышленности еще не была полностью завершена.

Нашей промышленности ввиду ее вынужденной разбросанности по стране потребовалось больше времени для мобилизации, чем германской. Кроме того, в ходе войны пришлось создавать новые отрасли. В частности, химическая промышленность была создана в 1915 году: под руководством академика Владимира Ипатьева удалось совершить чудо – быстро построить около 30 химических предприятий. Ведь до войны свыше 90% химических материалов, в том числе и необходимых для производства взрывчатки, импортировалось из Германии. А отдаленность Владивостока и Архангельска и слабая развитость железных дорог исключали возможность быстрых поставок химических материалов в Россию из-за границы – из нейтральных стран и стран-союзниц.

После начала войны любая коммерческая деятельность на железных дорогах, связанная с перевозками, была приостановлена. В результате все железнодорожные перевозки были переориентированы на военные нужды, которые обеспечивались, в том числе участием полиции. Так, чинами железнодорожной полиции оказывалась помощь в осуществлении перевозок беженцев, военнопленных, а также в организации их размещения на железнодорожных станциях.

Пункты питания беженцев подлежали охране жандармами, которые также обеспечивался контроль за своевременным снабжением беженцев продуктами питания.

В ходе задержания дезертиров чинами полиции также принимались меры к бежавшим как из армии, так и из медицинских поездов. По указаниям начальников управлений железных дорог жандармами производились проверки указанных лиц на предмет того, состояли ли они на учёте в жандармском отделении.

Некоторые организационные изменения в военные годы коснулись также Отдельного корпуса жандармов. Так, если в 1913 году его общая численность составляла 13 642 человека, то уже к октябрю 1916 года она составляла 14 667 сотрудников. Количество же областных губернских жандармских управлений к 1917 году увеличилось до 75, а жандармских полицейских управлений железных дорог – до 33.

В результате, накануне Февральской революции в жандармерию входили: Главное жандармское управление, Штаб отдельного корпуса жандармов, 106 жандармских управлений, 67 губернских, 3 областных, 2 территориальных, 4 городских, 30 уездных, 32 управления железных дорог , 19 крепостных и 2 портовые команды, 3 дивизиона, одна конная и 2 пешие команды, 27 строевых частей.

В состав Штаба Губернского жандармского управления входили отделения со следующими функциями: Кадровая и воспитательная работа, инспектирование частей Корпуса; руководство жандармскими полицейскими управлениями железных дорого и контроль за их деятельностью; финансовые и другие тыловые вопросы; расследование должностных преступлений, совершённых жандармскими служащими, переписка по донесениям об оскорблении служащих Корпуса при исполнении служебных обязанностей, наблюдение за деятельностью жандармских управлений по политическому сыску и производству дознания. Кроме того, в состав Штаба Корпуса в 1916-1917 годах функционировало Управление полицейской стражи, осуществляющее комплектование, обеспечение и инспектирование губернской полицейской стражи.

Настойчивые призывы союзников о помощи вынудили русское командование, по просьбе Французов направить на западный фронт в 1916 году четыре русские бригады (около 40 тыс. солдат и офицеров), которые принимали участие в боевых действиях на самых трудных участках и проявили исключительные отвагу и мужество.

Среди военнослужащих экспедиционного корпуса во Франции был и будущий Министр обороны СССР, Маршал Советского Союза: Родион Яковлевич Малиновский (уроженец Одессы) Министр обороны СССР (с 26 октября 1957 – 31 марта 1967 г). Дважды Герой Советского Союза (1945, 1958), кавалер Ордена «Победа» (1945).

С 1916 года в составе 1-й бригады экспедиционного корпуса Русской армии во Франции на Западном фронте воевал кавалер двух Георгиевских крестов младший унтер-офицер Родион Малиновский. 16 апреля 1917 года в первый же день наступления русских частей в районе форта Бримон был серьёзно ранен в руку. Попал в военный госпиталь в г. Реймсе, где с трудом уговорил хирурга не ампутировать ему кисть. Врач отправил его в английский госпиталь в г. Эперне, где английский хирург сделал ему сложную по тем временам операцию, которая позволила сохранить руку. После неудачного наступления французской армии, получившего название «бойни Нивеля» по имени командующего французской армией, в русских и французских частях стали расти недовольство и революционные настроения под влиянием новостей из России. В том наступлении только русские части достигли успехов в ожесточённых боях за форт Бримон и деревню Курси, снискав себе славу и уважение французов. Французское командование из-за больших потерь и распространения в частях революционных идей решило отвести русские бригады с фронта. Летом 1917 года часть русских солдат 1-й и 3-й бригад, размещённых в военном лагере Ла-Куртин, подняли восстание с требованием отправки в Россию. Восстание было подавлено в сентябре 1917 года не примкнувшей к бунту частью русского экспедиционного корпуса. Родион Малиновский в этих событиях не участвовал, так как из-за открывшегося незадолго до восстания кровотечения из раны на руке находился в госпитале в г. Сен-Серван.

Также командование русской армии вынуждено было отступить от первоначальных планов, изменить направление главного удара, ускорив при этом сроки наступления. 22 мая (4 июня) 1916 г. началось наступление войск Юго-Западного фронта под командованием генерала А. Брусилова, при этом историки до сих пор спорят повлиял ли Брусиловский прорыв на дальнейший ход Мировой войны. Первый удар оказался чрезвычайно успешным. Благодаря тому, что позиции противника были заранее пристреляны, отлично поработала русская артиллерия. Однако достигнутый успех не вылился в стратегическую победу. Русским войскам удалось прорвать оборону австро-венгерской армии и продвинуться на 60–150 км. Взяв Луцк, 8-я армия должна была наступать в сторону Бреста. Взятие Ковеля и Бреста полностью изменило бы ситуацию на фронте, поскольку в таком случае противник терял важнейшие железнодорожные узлы. Вместо рокадных железных дорог, проходящих вдоль линии фронта, немцам и австрийцам пришлось бы использовать окружные пути. Кроме того, взятие Ковеля и Бреста позволило бы русской армии выйти за пределы Припятских (Пинских) болот. Это расширило бы возможности для ведения маневренной войны.

Германии пришлось перебросить на восток войска от Вердена, что облегчило положение англо-французских союзников и спасло от разгрома Италию. Постоянные перемещения войск с Восточного фронта на Западный вымотали немецкую армию, которая с конца 1916 г. вынуждена была перейти к обороне.

Но развить успех не удалось по ряду причин. Сказался недостаток тяжелой артиллерии. Также немцы имели огромное превосходство в воздухе. А главное, русскому командованию необходимо было своевременно бросить в бой дополнительные силы. Этого сделано не было. Пока войска перебрасывали, немцы успели создать у Ковеля мощную оборону. Начались бои, похожие на те, что велись на Западном фронте. Благоприятный момент был упущен.

Вместе с тем нельзя не признать, что по войскам Австро-Венгрии был нанесен тяжелейший удар. После него австрийцы уже не могли наступать. Правда, наступать не могла и русская армия…

Следует отметить, что кроме задач, связанных с обеспечением общественного порядка в тылу и прилегающих к военным действиям территориям, полицейские принимали также участие в осуществлении гуманитарных мероприятий. Например, предпринимались все доступные меры в целом по оказанию помощи армии, семьям участвующих в военных действиях военнослужащих. Для этих целей 13 августа 1914 года в Министерстве внутренних дел был создан Комитет по призрению семей сотрудников Министерства, призванных на военную службу. Данное учреждение не только оказывало помощь семьям военнослужащих, но и при его непосредственном участии в здании МВД столицы на Морской улице были созданы лазарет на 46 коек, лазарет на 50 коек при Ортопедическом институте, склад белья.

Накануне и в годы Первой мировой войны в структуру полиции входили чины, содержащиеся за счёт частных денежных поступлений. Главными их обязанностями были обеспечение безопасности и сохранности имущества своих учредителей (спонсоров). Создание таких подразделений в годы войны особо активизировалось, поскольку сил чинов сельской полиции было недостаточно для обеспечения эффективной охраны частного имущества. Кроме того, большое количество чинов сельской конной полицейской стражи с началом войны были призваны в армию. Вводимые новые штатные единицы были временной мерой, но из-за продолжающегося продления они работали практически постоянно.

Охранные отделения в период войны предпринимали меры, направленные на ослабление революционных сил, внесение в них раскола. Для этого, например, требовалось усиление агентурной работы. Это обусловливалось тем, что к числу офицеров армии относились, например, члены социалистических партий. Так, в армии вели противоправительственную агентурную работу офицеры-большевики А.Я. Аросев, Р.И. Берзин, П.В. Дашкевич, Ю.М. Колюбинский, Д.И. Курский, Н.В. Крыленко, А.Ф. Мясников, И.П. Павлуновский и др. Безусловно, само нахождение их в армии уже влияло на массовое сознание солдат и офицеров, способствовало пропаганде крайне левых взглядов и распространению оппозиционных настроений. В то же время масштаб такой работы вплоть до февраля 1917 г. был относительно небольшим.

Попытка совершенствования деятельности полиции, в том числе повышения качества её взаимодействия с другими государственными органами, особенно с военными властями, не прекратились с началом Первой мировой войны. Так, для координации работы полиции с военными властями в структуре Департамента полиции было создано 9-е делопроизводство, в ведение которого были переданы политический сыск, поиск и задержание дезертиров, охрана государственной границы, Императорской семьи и самого Императора.

Некоторые изменения затронули и 8-е делопроизводство Департамента полиции, полномочия которого уточнились. Так, в данное подразделение от местных властей стала поступать вся информация о совершении общеуголовных преступлений (краж, грабежей, разбоев). Также в него раз в месяц стали поступать ведомости губернаторов по соответствующим вопросам. Исходя из этого, можно заключить, что это подразделение было ориентировано на сбор и хранение информации, представляющей оперативный интерес, для профилактики и пресечения преступлений.

Следует отметить, что с 1915 года по 1917 год работа полиции была спряжена с её непосредственной деятельностью, а вызванными тем, что Департамент полиции, возглавляемый достаточно квалифицированными профессиональными руководителями, сталкивался с полным непониманием его деятельности со стороны таких министров, как А.Н. Хвостов, Б.В. Штюрмер, А.Д. Протопопов.

Например, по указанию министра внутренних дел В.Ф. Джунковского перед началом войны был введён запрет на ведение агентурной работы в средних учебных заведениях и армии. Кроме того, были ликвидированы районные охранные отделения. Дальнейшие исторические события показали, что в результате этого информированность политической полиции о действиях противников государственного строя существенно снизилась, а имеющиеся сведения зачастую не реализовывались.

В целях централизации уголовного сыска 1 января 1915 года были предприняты соответствующие меры. Так, центральным регистрационным бюро каждую неделю централизованно начали издаваться единые «Сыскные ведомости». В сыскной полиции при этом стал использоваться линейный принцип проведения оперативно — розыскной деятельности.

Заметную роль с началом Первой мировой войны стали играть разведывательная и контрразведывательная деятельность, агитация и пропаганда, направленные на обеспечение внутриполитического единства страны, а также на противоборство и деморализацию противоборствующих сил. В связи с этим во всех воюющих государствах были предприняты меры, направленные введение, усиление цензуры, а также в целом на усиление контроля за органами печати.

Кроме того, в конце 1916 года был разработан проект реорганизации Бюро печати в самостоятельный орган — Правительственное информационное бюро, однако его реализации помешала Февральская революция 1917 года.

В 1915 году структурные изменения в МВД продолжились. Так, в Департаменте общих дел было образовано 8-е отделение, ведавшее проверкой и возобновлением государственных границ, по вопросам развития Севера, ликвидацией немецкого землевладения.

Численность центрального аппарата в начале Первой мировой войны составляла 387 человек. Распределение функций между подразделениями Департамента полиции, осуществлённое в ходе реорганизаций, сохранилось вплоть до его ликвидации 10 марта 1917 года.

Структура Департамента полиции включала в себя: 1-е делопроизводство, в котором находились материалы, касающиеся организации деятельности секретной полиции и сыскной части, а также переписка о кредитах; 2-е делопроизводство, аккумулировавшее документы, связанные с войной, включающие в себя эвакуацию учреждений и их архивов и другое; 3-е делопроизводство , осуществлявшее функции по сбору и хранению сведений о кадровой работе в полиции; 4-е делопроизводство, концентрировавшее информацию о наблюдении за общественными объединениями; 5-е делопроизводство, заведовавшее вопросами административной ссылки; 6-е делопроизводство, занимавшееся исполнением запросов по предоставлению сведений о благонадёжности лиц, претендующих на поступление на государственную и земскую службу; 7-е делопроизводство, выполнявшее, помимо наблюдательных функций, обязанности по юридической части; 8-е делопроизводство, занимавшееся организацией деятельности уголовно-сыскной полиции; 9-е делопроизводство, осуществлявшее обмен сведениями о военнопленных и подданных других государств, противоборствующих Российской империи, а также координировавшее взаимодействие полиции с военной властью по вопросам контрразведывательной деятельности (поскольку с 1914 года полиции стала разыскивать и производить задержание лиц, подозреваемых в шпионаже). Функциональное предназначение Особого отдела изменению не подверглось.

Так, в конце 1916 года Особый отдел включал в себя 8 отделений, из которых 1-е отделение осуществляло переписку по линии контрразведывательной деятельности, охраны государственных лиц, а также политическим нереволюционным организациям; 2-е отделение вело наблюдение за партией социалистов-революционеров и партиями, разделяющими её взгляды; 3-е отделение осуществляло переписку по линии социал-демократического движения; 4-е отделение наблюдало за партией кадетов и движениями «инородцев»; 5-е отделение заведовало дешифровкой документов, регистрацией перлюстрации; 6-е отделение ведало кадровыми вопросами розыскных органов; 7-е отделение производило наблюдение по материалам Департамента полиции о правах, политической благонадёжности отдельных лиц, а также занималось вопросами закрытия различных учреждений. В секретном отделении была сконцентрирована информация о личном составе секретной агентуры розыскных органов, связанными с ней финансовыми вопросами и иными секретными делами. По числу служащих Особый отдел был самым многочисленным среди подразделений Департамента полиции.

В конце октября 1916 года благодаря усилиям МВД Советом министров было принято постановление «Об усилении полиции в 50-ти губерниях России об улучшении служебного и материального положения полицейских чиновников», однако известные события сделали его реализацию невозможной.

За десять дней до опубликования этого Постановления московский градоначальник в условиях быстрого роста городской преступности собрал журналистов и сообщил им о подготовительных мерах по укреплению службы в полиции. Он признал, что «до сих пор полиция была в тяжёлом материальном положении, на официальное жалованье можно прожить, едва сводя концы с концами. Раз мы дадим полиции сносно существовать, мы много сможем от неё потребовать».

Но для выполнения Постановления об усилении полиции уже не было возможности. В это время уровень напряжения в обществе, вызванный перебоями со снабжением и слухами о голоде, в крупных городах нарастал.

К концу ноября 1916 года охранная полиция сообщила о «продовольственном кризисе». Особенно тяжёлая ситуация сложилась в крупных городах. 5 февраля 1917 года Петроградское охранное отделение обратило внимание власти на то, что сопряжённые с голодом бунты станут «первым шагом по… самому ужасному пути анархической революции». Через два дня охранное отделение сообщило, что 10 и 14 февраля 1917 года можно ожидать массовых народных беспорядков.

14 февраля масштабные забастовки действительно прошли в столице, но полиции удалось удержать ситуацию под контролем, предотвратить волнения. Позднее, в ночь на 25 февраля, Петроградским охранным отделением были арестованы около 100 радикальных активистов.

27 февраля, когда стачки и мятежи на улице и в войсках приобрели массовый характер, стал формироваться Временный комитет Государственной Думы и Совета солдатских и рабочих депутатов, охранное отделение подготовило свой последний доклад. Уже вечером помещение охранного отделения в столице было разграблено и сожжено противниками государственного строя. Хотя в других местах Российской империи, в том числе в Москве, обстановка оставалась контролируемой и достаточно спокойной. Вместе с тем произошедшее свидетельствовало о гибели монархии в России.

Следует отметить, что с началом Первой мировой войны деятельность не только полиции, но всех органов государственного управления Российской империи в целом должна была полностью адаптироваться под новые военные реалии, характеризующиеся колоссальным напряжением экономики и промышленности. Между тем, как показали дальнейшие события, в необходимой мере осуществить это не удалось.

Деятельность полиции, безусловно, была существенно преобразована в связи с началом Первой мировой войны и вступлением в неё Российской империи. Это было связано, прежде всего, с вопросами усиления охраны общественного порядка на прилегающих к театру военных действий территориях. Функции и задачи отдельных подразделений постоянно (в зависимости от складывавшейся обстановки) подлежали расширению и уточнению, штат полиции по возможности расширялся. Появившиеся задачи по обеспечению эвакуации населения и государственного имущества, борьбе со шпионажем были одними из многих, которые должна была осуществлять полиция. В целом можно констатировать, что попытки усиления полиции предпринимались на всём протяжении войны. В то же время эти попытки не достигли ожидаемых результатов.

В итоге, несмотря на все предпринимаемые меры, полиция фактически не смогла осуществлять должную борьбу с растущей преступностью, противодействовать усиливавшейся дезорганизации общества.

В 1917 г. внутриполитический кризис, вылившийся в революцию, привёл к выходу России из войны. Попытка Временного правительства предпринять наступление в Румынии и на Украине в июне — июле 1917 г. закончилась провалом. А пришедшее к власти в октябре 1917 г.большевистское правительство не было признано Антантой и в условиях гражданского конфликта не могло вести войну на два фронта. В этих условиях Советское правительство приняло решение 20 ноября (3 декабря) 1917 г. пойти на сепаратные переговоры с Германией о мире. 2 (15) декабря 1917 г. было подписано временное соглашение о прекращении военных действий со странами германского блока, а 3 марта 1918 г. с Германией был заключён тяжёлый для России Брестский мирный договор, который удалось аннулировать 13 ноября 1918 г. после произошедшей в Германии революции. Первая мировая война продолжалась 1568 дней. В ходе войны её участницами стал ещё ряд стран: Япония, Румыния и другие. Численность воюющих армий превысила 37 млн человек. Общее количество мобилизованных в вооруженные силы – около 70 млн человек. Протяжённость фронтов составляла до 2,5–4 тыс. км. Людские потери сторон – около 9,5 млн. убитых и свыше 20 млн. раненых.

Советская Россия после выхода из войны и заключения сепаратного мира с державами Четверного союза не вошла в число держав-победительниц. Несмотря на значительные потери в войне, Советская Россия не была приглашена к участию в послевоенном мироустройстве, не подписывала мирные договоры с побеждёнными странами и не участвовала в Лиге наций (до изменения международной ситуации в 1930-х). По отношению к послевоенному мировому порядку Советская Россия была настроена резко критически; Версальский мирный договор, по мнению главы советского государства В. И. Ленина, представлял собой «неслыханный, грабительский мир». Советская Россия пыталась изменить установленный порядок, например активно помогала кемалистским силам, успешно боровшимся против навязанного Севрского мирного договора. Советская Россия по итогам войны, образования новых независимых государств, гражданской войны и конфликтов с соседними странами утратила значительные территории в Восточной Европе и одну область, равную губернии, на Кавказе, но при этом сохранила статус великой державы и продолжала рассматриваться как часть мирового сообщества, хотя и являлась непризнанным государством. Она отказалась признавать долги царского и Временного правительств (на Генуэзской мирной конференции 1922 года ей были предъявлены требования о долговых обязательствах на сумму 18,5 млрд золотых рублей (1 золотой рубль = 0,5 доллара)) и высказала предложение признания довоенных долгов в обмен на аннулирование военных долгов и нормализацию отношений. Данные предложения не были приняты, но нормализация отношений Советской России и других стран продолжилась, и в 1924 году многие страны признали СССР.

В советскую эпоху всячески принижалось значение Первой мировой войны, считавшейся войной «империалистической», «мировой бойней», единственная «польза» от которой заключалась в создании предпосылок для Октябрьской революции. Замалчивалось то, что в российском обществе война вызвала небывалый патриотический подъем и была воспринята как Вторая Отечественная война. Почти не упоминалось о доблести наших солдат и офицеров, о массовом героизме (погибло более миллиона, было ранено около 4 миллионов российских военнослужащих). За все годы советской власти не было установлено ни одного достойного общенационального памятника героям и жертвам Первой мировой войны.

Возобновление внимания к памяти жертв Первой мировой войны началось в первом десятилетии XXI века. В Белоруссии в 2011 году было возрождено Братское кладбище Минска, где захоронен прах около 5 тыс. военнослужащих, умерших от ран.

По инициативе российского парламента день вступления России в Первую мировую войну – 1 августа был установлен в качестве официальной памятной даты нашей страны как День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914–1918 гг. Соответствующий федеральный закон Президент России Владимир Путин подписал 30 декабря 2012 года. Массовый и повсеместный характер строительство и восстановление мемориалов приобрело в 2014 году, в связи со 100-летней годовщиной начала «всемирной бойни». В Москве, в уже созданном к тому времени военному мемориалу на Поклонной горе, который превзошёл по своим размахам Танненберг, 1 августа 2014 года был открыт специальный памятник героям Первой мировой войны. Были также открыты памятники «Прощание славянки» на Белорусском вокзале в Москве, в Калининградской области, в Липецке и Пскове.

Сегодня мы обращаемся к истории Первой мировой войны не для того, чтобы выявлять ее виновников, делить ее участников на победителей и побежденных. Главный урок заключается в том, что будущее европейского и мирового сообщества ─ в единстве и сотрудничестве, в органичном сочетании национальных, региональных и глобальных интересов, а не в попытках силой, в ущерб другой стороне, обеспечить свою безопасность. Устойчивая безопасность может быть только равной и неделимой. Этот принцип заложен в Концепции внешней политики Российской Федерации, ставящей во главу угла установление справедливого и демократического миропорядка, основанного на коллективных началах в решении международных проблем и на верховенстве международного права.

Николай Варавин, историк, ветеран МВД РФ и боевых действий на Северном Кавказе. Полковник милиции в отставке.