В октябре 1964 года в Советском союзе на основании решения Октябрьского Пленума КПСС Генеральным секретарём КПСС был избран Леонид Ильич Брежнев. Придя к руководству партией и разобравшись с обстановкой, Л.И. Брежнев решил восстановить общесоюзное Министерство внутренних дел, упразднённое в 1960 году. Иллюзии прежнего Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущёва о том, что общественный порядок и общественная безопасность может поддерживать непосредственно сам народ без каких-либо специальных сил и министерств, к 1966 году уже были утрачены, однако преодолены не до конца. За создаваемым министерством было решено оставить название МООП СССР (Министерство охраны общественного порядка), хотя от него вскоре отказались.
В сентябре 1966 года состоялся Указ Президиума Верховного Совета СССР о назначении Николая Анисимовича Щёлокова Министром внутренних дел. На долгие 16 лет занял он этот ответственный пост, утвердив тем самым рекорд по продолжительности нахождения в данной должности. Напомним, что Министерство внутренних дел в царской России было создано в 1802 году. МВД называли в XIX веке «самым близким к населению правительственным органом». Н. А. Щёлоков возглавлял её 16 лет – с 1966 по 1982 год, дольше, чем кто — либо до и после него, и был 50 по счёту Министром Внутренних дел с момента его образования.
Ветераны органов Внутренних дел хорошо помнят Н.А. Щелокова на посту Министра Внутренних дел, а вот молодые сотрудники, да и молодёжь в целом, практически не знает о нём ничего.
Местом рождения будущего главы МВД СССР стала станция Алмазная в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии. Несмотря на название, алмазов там не водилось — зато был металлургический завод. Там трудился Анисим Щелоков, в семье которого 26 ноября 1910 года и родился Николай.
С ранних лет он начал проявлять свои таланты, в том числе отличного портретиста. В музее города Стаханов (ныне территория Луганской Народной Республики), куда со временем перебралась семья Щелоковых, до сих пор хранится портрет Тараса Шевченко кисти 14-летнего Николая. И хотя художником Щелоков так и не стал, он сохранил свою любовь к изобразительному искусству на всю жизнь. Уже будучи главой советской милиции Николай в свободное время живо интересовался творчеством живописцев и портретистов — и, как мог, помогал им стать знаменитыми.
Много усилий новый Министр уделял изменению мнения о милиционерах, среди обычных граждан. И форму заменили, и фильмы о милиционерах (честных, умных, смелых и пр.) стали выходить, и концерт ко Дню милиции стал одним из основных концертов страны.
Вот как об этом вспоминает человек, долго работавший помощником Министра внутренних дел Н.А Щёлокова — Олег Морозов, генерал-майор милиции в отставке: «Должен отметить еще такую черту личности Министра, как заботу о людях. Причем это касалось не, только ближайшего окружения министра или даже в целом сотрудников МВД, а всего населения страны. То есть у него был по-настоящему государственный подход к работе милиции. При Щёлокове всем милиционерам не только повысили зарплату так, что на эти деньги стало можно жить, а не выживать, не только пошили новую, удобную и красивую форму, не только стали строить ведомственное жилье и кооперативы, санатории и больницы, дома культуры и спортивные объекты. Огромное внимание он уделял повышению статуса милиции в глазах населения. При нём постоянной практикой были отчеты руководителей всех уровней перед населением о проделанной работе. И попасть к нему на приём имел возможность не только сотрудник милиции, но даже любой простой гражданин, хоть с Дальнего Востока, хоть из Средней Азии. Все, наверное, помнят, какие праздничные концерты, посвященные Дню милиции, транслировались по телевидению. Но ведь такие, же концерты проводились и на местах для сотрудников милиции и членов их семей. Сколько фильмов и сериалов о милиции снималось, и каких: «Следствие ведут знатоки», «Рожденная революцией», «Место встречи изменить нельзя» — золотой фонд нашей культуры.
Граждане, насмотревшись «Знатоков», «Анискина», «Петровки, 38», «Огарёва, 6» и других фильмов, действительно стали гораздо лучше относиться к людям в форме.
Николай Анисимович Щёлоков регулярно проводил деловые встречи, дискуссии с писателями, поэтами, журналистами, кинематографистами. Настоящая дружба связывала сотрудников милиции с коллективами многих московских театров, особенно с «Современником», МХАТом, на Таганке, им. Вахтангова, ЦДСА и др.
В январе 1972 года было принято совместное постановление МВД СССР, Министерства культуры СССР, Гостелерадио СССР, Союза писателей СССР, Союза кинематографистов СССР, Союза композиторов СССР, Всесоюзного общества «Знание», Всероссийского театрального общества и Всероссийского хорового общества об их шефской работе в коллективах органов внутренних дел.
Большую шефскую работу в органах внутренних дел проводили композиторы Тихон Хренников, Анатолий Новиков, Александра Пахмутова, поэт Николай Добронравов, ленинградские театральные режиссеры Георгий Товстоногов и Игорь Владимиров.
С началом глубоких преобразований в милиции у кинематографистов, литераторов, художников, композиторов сам Бог велел спросить: с кем вы, мастера культуры? С милиционерами или с преступниками? А они в данном случае были ни с кем. По каким-то причинам тема борьбы с преступностью считалась полузакрытой, и мастера культуры ее практически не касались. Лучшим достижением в кино на тот момент был пронзительный фильм режиссера С. Туманова «Ко мне, Мухтар!» (1964 год).Однако ни одного яркого, живого образа — сыщика, следователя, участкового…
В пятидесятых годах на экранах Советских кинотеатров появились фильмы о работе сотрудников милиции: «Дело Румянцева « (1954), «Дело № 306» (1956), «Дело пёстрых» (1958). Это было подражание американскому кинематографу, где принято было давать такие заголовки: «Дело мёртвой блондинки», «Дело о похищенных бриллиантах» и т. п. Вместе с детективами рисуется и образ советского следователя. Поначалу он был весьма блеклым. Все советские сыщики 1950-1960–х годов выглядели на одно лицо, поэтому были абсолютно не жизненными. Зрители чувствовали фальшь — и забывали об этих персонажах сразу после окончания фильма.
«Союз Фемиды с музами» — выражение из доклада Николая Анисимовича Щёлокова. Фемида, то есть в данном случае МВД, заключает этот союз с советским кинематографом, по всем возможным направлениям.
С 1969-го по 1978-й выходят три фильма о деревенском детективе Федоре Ивановиче Анискине по сценарию Виля Липатова. В образе, созданном Михаилом Жаровым, уже не одно поколение людей узнает настоящего участкового. Актёр сыграл пожилого, доброго и мудрого участкового инспектора милиции Фёдора Анискина. В этом, простом, на первый взгляд, фильме речь шла всего лишь о расследовании кражи аккордеона у директора сельского клуба. Но Жаров сумел создать такой запоминающийся образ, что благодарный зритель тут, же дал актёру неофициальное прозвище — Анискин. Он и милиционер, и власть, и советчик, и задушевный собеседник, и просто односельчанин, житель нашего района. Это эталон. Когда заходит разговор, что надо восстанавливать значимость службы участковых, обязательно на всех уровнях звучит фамилия: Анискин. Сам актёр по этому поводу шутил: мол, начав свою звёздную карьеру в кино с роли бандита (Жиган в фильме «Путёвка в жизнь» (1931 г.) ему суждено завершить её ролью служителя закона. Слова оказались пророческими. Образ деревенского участкового инспектора милиции – последнее, что создал Народный артист СССР Михаил Жаров на большом экране. Исполнитель главной роли участкового инспектора милиции Анискина Народный артист СССР Михаил Жаров был награжден памятным знаком МВД СССР- «Отличник советской милиции». Спустя три года после съёмок в фильме «И снова Анискин» Народный артист СССР Михаил Иванович Жаров скончался (15 декабря 1981 г).
В ноябре 1974 года вышел на отечественный телеэкран сериал «Рожденная революцией» (режиссер Григорий Кохан, сценаристы Гелий Рябов и Алексей Нагорный). Собственно, этот проект и был первым крупным проектом МВД в области киноискусства. Руководство министерства пробивало сценарий Рябова и Нагорного на Центральном телевидении, оказывало помощь при съемках. Консультантами выступали замминистра МВД СССР Борис Тихонович Шумилин и начальник уголовного розыска МВД СССР Игорь Иванович Карпец. По тем временам — событие. Во время показа «Рожденной революцией» все взрослое население страны находилось у телевизоров, уличная преступность снижалась на 50 процентов. Однако главный герой картины сыщик Кондратьев (Евгений Жариков) в «народ» не пошел. К шедеврам советского киноискусства этот фильм с плакатными характерами и заурядной литературной основой, конечно, не отнесешь.
Создатели телесериала были награждены Государственной премией СССР (авторы сценария Алексей Нагорный и Гелий Рябов, режиссер Григорий Кохан, артисты Наталья Гвоздикова и Евгений Жариков). Министр Щелоков наградил режиссера Г. Р. Кохана знаком «Заслуженный работник МВД».
Телефильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» вышел в свет также при поддержке Щелокова. Премьера шестисерийного телефильма «Место встречи изменить нельзя» состоялось в ноябре 1979 года. Когда из ‑ за цензуры не проходили какие‑то сцены, диалоги, министр также приходил на помощь. В одной из сцен, по его просьбе Владимир Высоцкий появился в милицейском мундире, который он наотрез отказывался одевать по идейным соображениям.
Сценарий к фильму написали писатели братья Вайнеры, которым Щелоков много помогал и в творчестве, и в жизни. Вайнеры блестяще владели тонкостями милицейской работы, следствия, психологии, им была присуща эрудиция и высокая культура, великолепный язык, выходы на социально острые вопросы.
Аркадий Вайнер работал следователем в 21‑м отделении милиции, затем стал начальником следственного отдела в ГУВД Москвы. И там же в легендарном МУРе на Петровке, 38 вместе с Г. Вайнером работали опер уполномоченными лейтенант милиции Владимир Арапов (службу в МУРе закончил полковником милиции) и знаменитый сыщик полковник милиции Владимир Чванов, которые стали прототипами Шарапова. Любопытно, что и Арапов и Чванов принимали участие в поимке знаменитого советского маньяка Владимира Ионисяна, получившего прозвище Мосгаз (на первом канале прошёл сериал «Мосгаз» российский восьмисерийный детективный телевизионный художественный фильм 2012 года из разряда «дел» майора МВД СССР Черкасова. Телесериал «Мосгаз» является первым в серии детективов о майоре Черкасове. Приключения майора Ивана Черкасова продолжились в телесериалах: «Палач» (2014); «Паук» (2015); «Шакал» (2016); «Операция „Сатана“» (2018); «Формула мести» (2019); «Катран» (2020); «Западня» (2021); «Последнее дело Черкасова» (2023)).
За то, что представлялся сотрудником газовой службы. Считается, что основу книги, «Эра милосердия» братья Вайнеры взяли события, связанные с красногорской бандой Ивана Митина (в фильме — тот самый Горбатый).
Вместе с братом Георгием они написали много детективных романов, сюжеты которых черпали из милицейских будней. Среди самых известных произведений – «Часы для мистера Келли» (1967 г.), «Ощупью в полдень» (1968 г.), «Лекарство против страха», «Гонки по вертикали», «Визит к Минотавру» (1972 г.), «Эра милосердия» (1976 г.), «Город принял» (1978 г.), «Петля и камень на зеленой траве», «Евангелие от палача», ну и, наконец, сценарий фильма «Место встречи изменить нельзя». Пожалуй, это классика детективного жанра. В те же годы расцветает талант и многих других представителей детективного жанра.
На экраны выходят и другие шедевры советского кинематографа, посвященные работе милиции: «Следствие ведут знатоки», «Я, следователь» с Вахтангом Кикабидзе и Вией Артмане, «Петровка, 38» и «Огарева, 6» с Георгием Юматовым и Василием Лановым, «Два билета на дневной сеанс» с Александром Збруевым и многие, многие другие.
Замечательные образы советских милиционеров созданы артистами Михаилом Жаровым, Михаилом Ульяновым, Всеволодом Санаевым, Евгением Леоновым, Юрием Никулиным, Валерием Золотухиным, Валентином Абрамовым, Юрием Соломиным, Кириллом Лавровым.
Каждый фильм – это не просто детектив. Прежде всего, идейно ‑ художественный вклад в воспитание миллионов зрителей, действенная пропаганда правовых знаний, пропаганда профессии сотрудников милиции. В этих же целях в марте 1970 года на телевидении появилась передача «Человек и Закон».
Сыщик Жеглов. Сельский участковый Анискин. Не такие яркие, но тоже живые – следователь Пал Палыч Знаменский, оперативник Томин, эксперт-криминалист Кирбит. Эти образы родились в 1970 –е годы.
В 1971 году на экраны выходит первая серия телеспектакля (впоследствии ставшего телесериалом) «Следствие ведут знатоки». Сценаристы — Ольга и Александр Лавровы, в главных ролях — Георгий Мартынюк, Леонид Каневский, Эльза Леждей. ЗнаТоКи. На волне успеха телесериала в милиции даже обсуждался вопрос: не стоит ли всю работу по расследованию преступлений устроить по методу «знатоков»? То есть образовать «тройки» в составе: следовать аналитик, мастер сыска и эксперт. Однако задумка воплощения не получила. Большим энтузиастом этого проекта является сам министр Щёлоков. Серии одна за другой (всего 17) выходят до его отставки в 1982 году, затем — перерыв, в 1985 году проект возобновляется, а последняя, 24-я серия «Знатоков» выйдет на экраны в 2003 году! Но после выхода двух последних серий идея заглохла. Что поделаешь: на дворе уже другая эпоха, другая страна!
…Интересно было бы оценить, какой совокупный вклад в борьбу с преступностью внесли Глеб Жеглов, Федор Анискин, троица «знатоков»? Сколько преступлений смогла предотвратить? Сколько уголовных дел благодаря этим персонажам было раскрыто не мордобоем, а умной, профессиональной работой сыщиков, следователей, участковых, экспертов-криминалистов? Не подсчитать, но их вклад очень значителен. Главное, что они продолжают свою воспитательно-правоохранительную деятельность, независимо оттого, насколько эффективно их коллеги действуют в жизни. И если какая-то часть милиционеров приходит и будет приходить в профессию по призванию, то во многом, конечно, — благодаря им.
В числе кинофильмов, в создании которых лично принимал участие Министр Внутренних Дел СССР Николай Щелоков, особенно хотелось отметить кинодраму «Са́мый после́дний день» режиссёра Михаила Ульянова по одноимённой повести Бориса Васильева вышедший на экраны в 1972 году. Первый и последний фильм Михаила Ульянова в качестве режиссёра, после чего он решил более не снимать фильмы из-за неудачного, по его мнению, опыта. В этом фильме Ульянов выступил и в качестве актера. Вместе с ним снимались известные актеры советского кино Народные артисты СССР Вячеслав Невинный и Богдан Ступка. В названием центре сюжета – история участкового инспектора милиции, которого, играет Ульянов. Его герой- Семен Митрофанович Ковалев прошел войну, много лет верой и правдой служил своей стране, стоя на страже закона. И вот настал последний день его работы -он уходит на пенсию. Ковалеву тяжело покидать ставший родным участок, он прощается с коллегами и друзьями, дает наставления новому сотруднику, пришедшему на его место. Но по дороге бывший участковый замечает подозрительного молодого человека, который похож на опасного преступника. Задержать его – дело чести для Ковалева, его профессиональный и человеческий долг. Он пытается в одиночку задержать преступника, но погибает в схватке с ним.
Здесь особо хочется сказать о четырёх советских фильмах, о расследованиях преступлений в поездах и самолётах. В них очень хорошо показана работа транспортной милиции по раскрытию преступлений и охране общественного порядка на железнодорожном транспорте. Короткометражный фильм «Гиблое дело» (1982 год). Фильм, снятый с целью напомнить о бдительности и осторожности в разговорах, поднимает в диалогах героев более широкий вопрос о том, каковы же основы социума: взаимопомощь или социальный дарвинизм, вечная борьба с конкурентами за свои интересы. По сюжету фильма некто Рыков спешит с чемоданом на поезд «Мурманск-Ленинград». В вагоне он, первым делом, встречает шапочного знакомого Лобанова. Болтают о том, о чём, выходят покурить к окошку, их оттуда гонит проводник. Лобанов идет докуривать на перрон, а Рыков сидит в вагоне и стережет вещи. У него с собой круглая сумма денег, вырученная за продажу дома, но курить хочется. Проводница — актриса Елена Павловская.
Дождавшись еще одну пассажирку, Павлову, тоже немного знакомую, они все трое стояли друг за другом в кассе, Рыков оставляет ее за сторожа, а сам присоединяется к Лобанову. Между тем, к поезду прибегает покупщица, которой он продал дом, она что-то там неправильно оформила и ищет партнера по сделке.
Приятели вышли покурить. Лобанов — артист Владимир Меньшов.
Увидев вышедшую на перрон Павлову, Рыков мчится обратно, несмотря на ее оправдания, что вещи оставлены на попечение еще одного подошедшего соседа по купе. В вагоне он никого не застает, а его находят покупщица с сотрудником железнодорожной милиции и просят вернуться, чтобы дооформить сделку.
Рыков неохотно соглашается, лезет за чемоданом — чемодана нет, а там — все деньги. Поезд отходит по расписанию в Ленинград, картину преступления пытается восстановить лейтенант Сережа, обсуждая ее с бригадиром поезда Андреичем, а кто-то уже считает в укромном уголке похищенные купюры. Еще одно расследование на ходу, пока преступник в поезде. В этом коротком, получасовом фильме интересна реакция людей на произошедшее.
Грузин пытается собрать деньги потерпевшему, бдительная пассажирка наезжает на подозрительных, четвертый пассажир купе, Рощин, занят своими интересами: пристает к соседке по купе. Сам же Рыков, несмотря на горе до слез, просит никого не обвинять и не брать греха на душу. За что получает от одной из теток резолюцию, что «так тебе, фуфелу, и надо»
«Дополнительный прибывает на второй путь» — двухсерийный советский детективный фильм 1986 года, снятый на «Таджикфильме» режиссёрами Валерием Ахадовым и Сайдо Курбановым по одноимённой повести Леонида Словина не изобилует погонями и перестрелками. Он интересен другим — кропотливой работой оперативников уголовного розыска транспортной милиции, кухню которой Словин, прослуживший много лет в транспортной милиции, хорошо знал.
В тамбуре поезда Москва — Душанбе обнаружен труп одного из пассажиров. Версию «преступник всё ещё в поезде» поручают отработать собиравшемуся в отпуск майору транспортной милиции Денисову (его играет Сергей Никоненко). Помогать ему будет капитан таджикского УГРО Курбанов (эту роль исполнил Сайдо Курбанов), командированный в Рязань в связи с делом об особо крупном мошенничестве.
«Убить «Шакала» (1991 г). В Алуште грабят ювелирный магазин, тяжело ранят милиционера. Он успевает назвать услышанную кличку «Шакал». Рано или поздно всем надо уезжать: и отдыхающим, и преступникам.
В поезде Симферополь-Киев идет обычная для советских людей вагонная жизнь: кто-то режется в карты, кто-то проводит время в ресторане, а прибалт Эрих никак не может расстаться с курортной подружкой, несмотря на то, что она — чужая жена. Пока его знакомый поит и удерживает мужа, парочка устраивает прощальное рандеву, не видя, что их уединение заметили.
В то же время некто приходит к одному из участников ограбления и заявляет, что недоволен размером своей доли. Вернувшийся в свое купе Эрих обнаруживает труп. В поезд подсаживается милицейская группа во главе с начальником уголовного розыска линейного отдела Николаем Петровым.
Фильм снят по повести Николая Оганесова «Визит после полуночи». Наш ответ «Убийству в Восточном экспрессе», на что есть прямой намек в тексте. Петров изливает свои догадки молодому милицейскому сержанту (как Холмс — Ватсону).
«Уснувший Пассажир» российский детективный фильм 1993 года. Действие происходит в «лихие 90-е». На затерянном в степи аэродроме совершает непредвиденную посадку пассажирский самолёт, летевший в Сингапур. Вскоре в салоне воздушного судна находят труп гражданина Нидерландов, летевшего первым классом. Среди пассажиров этого рейса случайно оказывается отставной полковник московского уголовного розыска Александр Смирнов, который до приезда следственно-оперативной группы начинает предварительное расследование преступления и вскоре понимает, что убийца находится среди пассажиров самолёта.
Милицейскую тему подхватили кинодокументалисты. В семидесятые документальные киноочерки о деятельности милиции стали выходить почти ежемесячно. С приходом в МВД Щелокова свое второе рождение пережил журнал «Советская милиция». Министр отвел ведомственному изданию большую роль.
В журнале публиковали свои первые произведения патриарх детективного жанра Аркадий Адамов (член редколлегии журнала), братья Вайнеры, Анатолий Безуглов, Юрий Кларов, Николай Леонов и др. Все они отдавали «Советской милиции» право первой публикации. При журнале появилось литературное приложение – «Библиотечка «СМ». В год выходило четыре выпуска, расходились они в розницу. Библиотечка журнала раскупалась моментально. В ней печатались не только маститые писатели, но и открывались новые литературные имена. С каждым годом рос тираж журнала «Советская милиция» и в 70‑е годы достиг чуть ли не миллиона экземпляров! Успешно ежемесячно выходили ведомственные журналы МВД СССР: «К новой жизни» (для сотрудников исправительно ‑ трудовых учреждений), «Пожарное дело» и войскового журнала «На боевом посту».
В начале 90 – х годов киностудиями Советского союза были отсняты последние фильмы о советской милиции. И после того, как Республики Советского союза стали независимыми государствами, Российские телеканалы были захлестнуты потоками милицейских фильмов о борьбе с преступностью и бандитизмом. Было отснято несколько сотен серий: «Улицы разбитых фонарей», «Опера», «Хроники убойного отдела», «Литейный, 4»… По-настоящему культовым стал сериал «Бригада». Собственно, и сейчас эти милицейские сериалы легко делают рейтинги на российском ТВ. Ветераны МВД СССР хорошо помнят, как серьёзно относился к фильмам о работе сотрудников милиции Министр внутренних дел СССР (1966 — 1982 г.г.) генерал армии Щёлоков Николай Анисимович.
Авторитет и престиж службы для Щелокова были превыше всего. Он мог позволить себе вторгнуться в мир творчества, посоветовать, как надо «заострить» киносценарий или пьесу. Невозможно такого представить, чтобы при Щелокове в кинофильме или с экрана телевизора сотрудника милиции, как сегодня, запросто обзывали «ментом». Или он бы выглядел коррупционером, бандитом, убийцей, оборотнем в погонах.
Это было равносильно оскорблению самого Николая Анисимовича Щелокова!
Давайте обратимся к современным телешедеврам о работе сотрудников органов Внутренних дел. На примере многосерийного телевизионного детектива «Алекс Лютый». На НТВ летом 2020 года был показан криминальный сериал «Алекс Лютый». В основу сценария была положена история предателя — коллаборациониста Александра Юхновского – сотрудника тайной полиции ГДП-721 и примерного советского гражданина Александра Мироненко, который умудрился построить отличную карьеру в послевоенный годы и стать довольно известной публичной личностью – редактором ведомственной газеты одного из союзных министерств, при этом умело скрывающийся от сотрудников милиции и КГБ, хотя только он находился в розыске за убийство более двух тысяч мирных жителей в годы Великой Отечественной войны.
Расследованием преступлений Алекса Лютого в сериале занимается какой-то мифический спецотдел МВД СССР, хотя всеми преступлениями предателей и карателей в советское время ведал и расследовал только Комитет Государственной Безопасности при Совете Министров СССР.
Тут можно, конечно, возразить и привести в пример советский мини-сериал «Противостояние», но только вот есть одно НО — в противостоянии с военным преступником сотрудники МВД СССР показаны умницами и профессионалами, шаг за шагом, пласт за пластом вскрывая деяния и личность предателя Кротова.
Не одному мне при просмотре сериала «Алекс Лютый» пришло сравнение с уже имеющимися аналогами советского и российского кино. Это знаменитый советский многосерийный телевизионный фильм «Противостояние» (1985), поставленный по роману Юлиана Семёнова. Во-вторых, на эту же тему поиска нацистских преступников после войны был выпущен в эфир телесериал «Палач» (кстати, из разряда «дел» майора МВД Черкасова). Вот вам и параллели, по главным героям и ролям: полковник Костенко из МУРа (актер Олег Басилашвили, «Противостояние»), майор Черкасов из того же МУРа (актер Андрей Смоляков, «Палач», и, наконец, полковник Сухарев из наверняка вымышленного спецотдела МВД (актер Сергей Пускепалис, «Алекс Лютый»). Сравните их роли на досуге.
Как тут не вспомнить, что во времена Министра Щёлокова Н.А. в титрах каждого фильма о милиции или сотрудников органов внутренних дел всегда была указана специальное звание имя и фамилия консультанта, который помогал при создании данного фильма. Сейчас эта практика напрочь отсутствует, поэтому в фильмах и появляются «Спецотделы МВД СССР» и другие кинематографические нелепости, не имеющие никакого отношения к реальности.
Заканчивая статью, я вновь предоставляю слово дневникам из личного архива Н. А. Щёлокова: «…Сегодня очень актуальны такие слова Н. А. Щелокова: «Работа милиции, как искусство, литература, призвана внушить людям непоколебимый оптимизм, веру в лучшие проявления человеческих душ, стремлений, желаний, помыслов. Самого сурового осуждения заслуживает всякое пробуждение жестокости, насилия, вандализма и варварства. Обуздать эти человеческие пороки – обязанность цивилизованного общества. И если говорить юридическим языком, произведения, прославляющие пошлость, порнографию, способствующие насилию, уже сами по себе представляют уголовные деяния.
К сожалению, давно уже стало обыденным на экранах в кино смакование убийства. Полное отсутствие грусти по уничтоженному человеку. К чему это привело, вам известно…». Эта запись советских лет, словно специально предназначалась для нашего времени.
Николай Варавин
Историк,полковник милиции в отставке,
ветеран МВД России и боевых действий.