2 февраля 2023 года наша страна будет отмечать 80-летие с момента завершения самого кровопролитного сражения Второй мировой войны – Сталинградской битвы. Нам, живущим на этой священной Сталинградской земле, никак нельзя забывать великий подвиг соотечественников – как отдавших свои жизни, так и поныне здравствующих.
Отечественный и западный кинематограф стал все чаще обращаться к теме Второй мировой войны, особенно в этом преуспели американские кинематографисты. Здесь невозможно пройти мимо фильма 2001 года «Враг у ворот», ставшего своеобразным взглядом американцев на историю Сталинградской битвы.
История Второй мировой войны и по прошествии более 77 лет продолжает будоражить кинематографистов, писателей и журналистов. Не могла, естественно, остаться незамеченной общественностью и тема Сталинградской битвы, представленная экранизацией книги Уильяма Грэга «Враг у ворот».
Российские и зарубежные зрители, конечно же, видели этот эпический фильм французского режиссера Жан-Жака Анно. И, как отметила заместитель директора Волгоградского Музея-панорамы «Сталинградская битва» по научной работе Светлана Аргасцева, теперь экскурсанты музея в первую очередь просят показать выставленную в одном из залов снайперскую винтовку Героя Советского Союза гвардии капитана Василия Григорьевича Зайцева.
Фильм основан на историческом факте – дуэли двух суперснайперов: советского солдата – защитника Сталинграда Василия Зайцева и немецкого майора Кенинга (по версии фильма). Снайпер Василий Зайцев воевал в Сталинграде. Был поразительно меток и неуязвим. Немецкое командование выписало из Германии своего лучшего аса-снайпера-офицера, чтобы выследить и убить Зайцева, но и в этой супердуэли победил русский. История эта не только реальна, но и в свое время была отражена в советской печати военных лет, о чем сам Василий Зайцев в своих воспоминаниях горько сетовал: «Об этом писали в газетах, листовках. Некоторые из них попадали к противнику. Скажу откровенно, дело прошлое, — в тот момент с популяризацией нашего опыта не следовало торопиться: враг быстро улавливал приемы наших снайперов и принимал свои меры. Стоило мне снять одного-двух вражеских офицеров, как фашисты открывали по месту предполагаемой засады артиллерийский и минометный огонь. Приходилось запасными ходами быстро менять позицию и выходить из переплета».
Как вспоминает Василий Зайцев, из Берлина был доставлен руководитель школы немецких снайперов Конинг с заданием убить «главного зайца». Ведь Зайцев обучал снайперскому делу бойцов, командиров и подготовил 28 отличных стрелков. В боях под Сталинградом он и его товарищи уничтожили более 1100 вражеских солдат и офицеров. Сам Зайцев уничтожил 242 фашистских оккупанта. Весть о его ратных подвигах прошла по всей стране, слова: «За Волгой для нас земли нет!», произнесенные им на одном из собраний, стали клятвой всех защитников волжской твердыни. 22 февраля 1943 года младшему лейтенанту Василию Зайцеву было присвоено звание Героя Советского Союза, а в Берлине, куда он дошел от Сталинграда, ему была вручена его снайперская винтовка с дарственной монограммой: «Герою Советского Союза гвардии капитану Зайцеву».
На протяжении всего фильма «Враг у ворот» русские упорно называют героя полным именем – Василий- и ни разу Васей, как у нас принято н по жизни называть Василиев. Василий Зайцев – историческое лицо, легенда, его фото есть, чуть ли не в каждой волгоградской школе. Подобранный на его роль англичанин Джуд Лоу ну совершенно на него не похож. Об этом очень едко было замечено на кинофоруме одним из зрителей: «Фильм с первых своих кадров старательно пытался довести меня до бешенства… Лоу в роли снайпера Васи – какая-то издёвка. Хотя он больше похож на русского, чем, скажем, Джеки Чан или Уилл Смит…».
Весной 2001 года в центральном кинотеатре города Волгограда, автор этих строк был на премьере фильма «Враг у ворот». Этот показ был необычным: в кинозале присутствовало около сотни ветеранов Великой Отечественной войны – участников Сталинградской битвы. Я не могу передать эмоциональное возмущение этих пожилых людей от увиденного на экране. Показанный в кинокартине ход боев в Сталинграде не соответствовал действительности. Вначале фильма звучит Гимн Советского Союза, который в 1942 году ещё не был написан. Дальше интереснее: когда солдат везут в вагонах-теплушках в Сталинград, вагоны запираются на висячие замки – снаружи. Как будто это не бойцы, а заключённые. По фильму получается, что обороной Сталинграда командовал Никита Сергеевич Хрущёв (в период Сталинградской битвы — член Военного Совета Сталинградского фронта). А в атаку наши солдаты поднимались…. По свистку командира. По истории так в атаку ходили гитлеровские солдаты, но советские — никогда. Human Wave («Людская волна»). Придуманная на Западе во время «холодной войны» так называемая «русская атака», когда противник заваливается человеческим мясом, блестяще воссоздана в этом фильме. Защитники Сталинграда без оружия бегут на пулемёты, которые косят их длинными очередями. Советские заградотряды расстреливают бегущих, и складывают в огромные кучи.
В фильме Никита Хрущёв, один из руководителей обороны Сталинграда, предлагает политруку Данилову найти героя, имя которого укрепит боевой дух защитников города, и им становится Зайцев. Комиссар Данилов (актёр Джозеф Файнс) – один из главных героев фильма. Но институт военных комиссаров был упразднён ещё в октябре 1942 года. Донос Данилова на Зайцева: мол тот спутался с еврейкой, создали фильма явно перепутали сражающиеся армии, она ведь была не немка.
Зрители — ветераны войны очень сожалели, что кроме советского художественного фильма «Сталинград» Юрия Озерова и документальной ленты с аналогичным названием режиссера Леонида Варламова и кинооператора Валентина Орлянкина 1943 года (в 1943-45 годах был показан в 80 странах мира) и увиденного ими американской картины «Враг у ворот» Жан-Жака Анно больше кино о битве на Волге никто в 90- е годы не снимал. В сталинский период были отсняты две картины: «Решающий перелом», «Сталинградская битва». Но оценивая в целом фильмы о Сталинградской битве послевоенного времени надо отметить, что они имели, в общем-то локальный характер освещения этого грандиозного сражения Второй мировой войны – отдельные эпизоды сражения в «Решающем переломе» (1946 г.), мудрость Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина в «Сталинградской битве» (1949г.), судьба отдельных участников Сталинградского сражения в «Солдатах» или «В окопах Сталинграда» (1956 г.), а вот масштабной эпопеи сражения в этих фильмах не было. Особо хочется отметить фильм «Солдаты» (другое название «В окопах Сталинграда»), был снят по мотивам повести и по сценарию Виктора Некрасова, автора повести «В окопах Сталинграда». Это произведение принесло автору подлинную славу: она переиздана общим тиражом в несколько миллионов экземпляров, переведена на 36 языков. За эту книгу, после прочтения её Сталиным, Виктор Некрасов получил в 1947 году Сталинскую премию второй степени. Фильм был снят в 1956 году на киностудии «Ленфильм» режиссёром Александром Ивановым. Премьера состоялась 18 марта 1957 года. В этом фильме сыграл одну из своих первых больших киноролей Иннокентий Смоктуновский. Снялись также Всеволод Сафонов, Леонид (Алексей) Кмит, которого мы помним по роли Петьки в фильме братьев Васильевых 1934 года «Чапаев» и другие известные актёры тех лет. Этот фильм был отмечен премией Всесоюзного кинофестиваля.
Ветераны Сталинградской битвы обратились в Волгоградскую областную Думу с просьбой инициировать процесс запрещения демонстрации фильма «Враг у ворот» на экранах страны через Государственную Думу Российской Федерации.
Я уверен, что среди тех ветеранов, кто подписал это обращение, обязательно был бы и Эдигов (Орзалиев) Дени Орзалиевич, если был бы жив. Уроженец села Белгатой Веденского района Чеченской Республики вместе со своими братьями в первые дни войны добровольцем ушел на фронт, а в последствии был участником пленения генерал-фельдмаршала Паулюса 31 января 1943 года в подвале центрального универмага Сталинграда (в настоящее время там находится музей, в фондах которого полностью реконструирована ставка немецкого командования). О своем отце автору этих строк рассказал его сын Эдигов Султан Денисович, ведущий видео-оператор телекомпании «Вайнах». Его отец, как и другие чеченцы, воевавшие на фронтах Великой Отечественной войны, был отозван с фронта и сослан в Казахстан к его семье, но очень тепло вспоминал фронтовую дружбу с русскими и гордился тем, что он был фронтовиком.
Среди ушедших на войну из тогдашней Чечено-Ингушской АССР 18,5 тыс. мужчин подавляющее большинство – две трети — было добровольцами в 255-м Отдельном Чечено — Ингушском полку (осколок расформированной горской дивизии) и стояли насмерть на подступах к Сталинграду. Всё это никак не противоречит исторической правде о том, что призванные в РККА многочисленные представители «репрессированных народов» героически сражались на фронте за будущее своих народов и за свою общую Родину — СССР.
Вот все чеченцы – Герои Советского Союза: Ханпаша Нурадилов, Хансултан Дачиев, Абухажи Идрисов, Хаваджи Магамедмерзоев, Ирбайхан Бейбулатов, Мовлид Висаитов.
Снайпер Абухажи Идрисовуничтожил 349 солдат и офицеров гитлеровской армии, снайперы считали своих «клиентов» поголовно, был удостоен звания Героя Советского Союза.
Возвращаясь к поединку с не менее знаменитым немецким снайпером, отметим, что настоящее его имя было Хайнц Торвальд, хотя в фильме он проходит как майор Кенинг, а Василий Григорьевич Зайцев в своих воспоминаниях называет его майор Конинг. Немецкое командование действительно подтвердило факт гибели руководителя Берлинской школы снайперов в Сталинграде без упоминания имени.
В архивах мемориала Сталинградской битвы сохранилось об этом поединке множество документов. И, как признает сам режиссер картины «Враг у ворот» Жан-Жак Анно, на мысль о создании фильма его толкнули кни¬ги Уильяма Грэга и Василия Гроссмана о битве на Волге. «Мы попытались понять, что творилось в сердцах людей, прошедших ад. О некоторых мы узнавали из архивных документов, остальные открыты для интерпретации», — говорит режиссер. Вот с этих позиций и надо смотреть фильм, где кроме рассказа о снайпере Зайцеве, его поединке с берлинским «сверхснайпером», его любви к отважной Тане и любовным соперничеством с другом, комиссаром Даниловым, еще показаны сцены фронтового ада на фоне огня и ревущих бомбардировщиков и люди, которые атакуют и сражаются в обороне.
В работе актеров и режиссера чувствуется влияние лучших советских фильмов. Как тут не вспомнить «Сталинград» Юрия Озерова, где, кстати, тоже по-своему показана дуэль двух снайперов, да и в целом снайперская война среди развалин и руин города. Заметно, что Анно пройти мимо советского кинематографа о войне не мог.
«Да, советское кино было для нас главным источником», — отметил на пресс-конференции 51-го Берлинского кинофестиваля в 2001 году Жан-Жак Анно. – «Мой герой – Эйзенштейн, но я очень люблю и Пудовкина, и Донского. Мы много раз пересматривали «Балладу о солдате» и «Иваново детство».
Джуд Лоу – исполнитель главной роли снайпера Василия Зайцева – посмотрел еще и множество документальных фильмов, изучил архивные материалы.
Самое удивительное в фильме Анно про Сталинградскую битву то, что в нем, собственно, нет никакой битвы – все свелось к схватке двух снайперов.
Правда, как отметила заместитель директора Музея-панорамы «Сталинградская битва» Светлана Аргасцева, очень точно воспроизведена центральная площадь Сталинграда, в 1942 году превращенная в руины. Это было сделано по тем фотографиям и макету, которые хранятся в музее. Для зрителей-волгоградцев это было очень важно.
В картине очень мало боевой техники, и главный ударный эффект киноповествования – разрушенный, устланный трупами город.
Финальные титры фильма «Враг у ворот», объясняющие, что в сражении вокруг Сталинграда полегли мил¬лионы, и что немцы в итоге были разгромлены, выглядят у Жан-Жака Анно крайне странными и нелогичными. Впрочем, Голливуд, он и есть Голливуд, даже если он и европейского образца.
Герой Советского Союза Василий Григорьевич Зайцев умер в 1991 году и был похоронен в Киеве, но по его завещанию в 2004 году прах его был перезахоронен на Мамаевом Кургане в Волгограде. Там же с 1982 года покоится прах командующего 62-й Армии, оборонявшего Сталинград, дважды Героя Советского Союза, Маршала Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова, который просил похоронить его там, где захоронены его солдаты.
На Мамаевом Кургане находится символическое надгробие Героя Советского Союза сержанта Ханпаши Нурадилова. Сам прах героя Сталинградской битвы был захоронен в станице Букановская Серафимовического района Волгоградской области. Нурадилов был ранен в Сталинграде 1 сентября 1942 года и скончался в эвакуационном госпитале в станице Букановская. Звание Героя Советского Союза Ханпаша Нурадилов получил посмертно, а при жизни за свои подвиги он был награжден орденами Боевого Красного знамени и «Красной звезды». В бою у селения Захаровка пулемётчикХанпаша Нурадиловодин остановил наступление немецких цепей, уничтожил 120 гитлеровцев и ещё 7 взял в плен. Впоследствии Нурадилов довёл свой личный счёт убитых гитлеровцев до 920 человек – это не преувеличение, а факт.
В этом франко-американо-германском фильме (с наибольшим сборами в США) рассказано, что война была не только на Западе, но и на Востоке.Увы, русские слдаты предстают варварами, забитыми и злобными. Жалко, что привычный набор мифов о России испортил этот талантливый фильм — с потенциалом очень сильного кино. Впрочем, пусть на Западе о нашей войне рассказывают, хотя бы так, чем замалчивать поворотную, главную битву Второй мировой – Сталинград. Очень хорошо об этом сказал режиссёр фильма «Враг у ворот» Жан Жак Анно: « Если вы обратитесь к истории, то поймёте, что победа русских была жизненно важной. В противном случае я бы сегодня говорил по-немецки, а не по-французски, если бы Сталинград был потерян».
Обозреватель журнала «Итоги» Юрий Гладильщиков в своей кинорецензии в 2001 году на фильм «Враг у ворот» считает, что по настроению лента пацифистская, но при этом Анно, естественно, принимает сторону советского народа, а не Сталина с Хрущевым, которые тоже присутствуют в фильме.
«Немцы сегодня воюют на стороне русских – новое поколение Германии ранено Сталинградом», — объяснил на пресс-конференции после демонстрации картины на Берлинском кинофестивале Жан-Жак Анно, рассказывая об энтузиазме, с которым немецкие участники съемок работали над осуществлением этого самого дорого (83 миллиона долларов) кинопроекта Европы.
В Германии картина «Враг у ворот» названа «Дуэль», во Франции — «Сталинград», но оценки на Западе были различ¬ны по тональности высказываний. Вот что написало сразу же после премьеры респектабельное издание «Тагесцайтунг»: «Все фильмы на русскую тему отличаются примитивными штампами: немцы представлены во «Враге у ворот» как хладнокровные убийцы, русские, включая Никиту Хрущева (его роль исполняет Боб Хопкинс) – как люди, постоянно пьющие водку».
Другая газета «Берлинер цайтунг» прямо написала: «Это «Ватерлоо под Сталинградом» — позор всей Европы, и Жан-Жаку Анно вообще не стоит больше подходить к режиссерскому креслу».
Подводя итог, хотелось бы привести то, что было написано в газете «Известия» в 2001 году сразу же после премьеры на 51-м Берлинском кинофестивале этого американо-немецкого фильма «Враг у ворот»: «Жан-Жак Анно сделал превосходную работу, фундаментальную и крайне дружественную. Единственно, в чем он ошибается, — в своей иллюзии, что история Великой Отечественной войны и сейчас в России – источник национальных легенд, а ее герои до сих пор всенародно знамениты: увы, наша память оказалась короче. По сути, французский режиссер усилиями американской кинокомпании и немецкой студии с английскими актерами в главных ролях осуществил то, о чем так долго говорил Никита Михалков, — вернул новым поколениям ощущения Второй мировой войны и народного подвига».
Николай Варавин полковник милиции в отставке,
Ветеран боевых действий на Северном Кавказе,
Член Союза писателей города Волжского
Волгоградской области