Хрущёвская «оттепель» стала мягкой эпохой лишь внешне. На деле же все процессы сводились к противопоставлению нового мира старому – сталинскому. А отсюда и самые дикие, непродуманные и немыслимые эксперименты. Процесс реформирования не обошел ни одну отрасль общественно-экономической жизни, досталось от экстравагантного лидера и милиции. И все бы ничего, но деструктивная реформа МВД привела к не самым радужным последствиям. А искусственное ослабление правоохранительной системы инициировалось исключительно из меркантильных побуждений Никиты Хрущева, в тот период он занимал должность Председателя Совета министров СССР и Первого секретаря ЦК КПСС.
Одним из таких весьма сомнительных решений, стала попытка заменить милиционеров дружинниками. Н.С. Хрущёв так уверовал в близкое торжество коммунизма, что стал задумываться: а зачем вообще нужны милиционеры? Какие при коммунизме могут быть милиция и прочие органы принуждения? Очевидно же, что раз у нас коммунизм — то при коммунизме сам «народ» решает все свои проблемы. А значит, и проблему преступности должны решить сами трудящиеся. Подобные политические решения возникали у лидера нашей страны по причине того, что до конца своей жизни Н.С. Хрущёв в душе оставался эдаким юным романтиком, радикалом из «бурлящих 1920-х». Виднейший деятель государства и ЦК КПСС, в свою бытность занимавший посты Председателя Совета министров СССР, Министра иностранных дел СССР Вячеслав Михайлович Молотов не зря как – то назвал его «троцкистом». Тут речь шла не столько о политической принадлежности, сколько о склонности, к хлёсткой фразе и скоропалительным (и зачастую экзальтированным) поступкам.
В области обеспечения правопорядка в этот период ставились задачи полной ликвидации преступности в стране, устранение ее причин и перевоспитание лиц антиобщественной направленности. Снова, как и в годы становления Республики Советов, в сфере правоохранительной политики поднималась идея сознательного соблюдения норм общежития, сокращения государственных органов охраны правопорядка с передачей их функций, общественным формированиям.
Однако результаты деятельности ОВД в рассматриваемый период не вызывают оптимизма. Плодами либерализации общественных отношений воспользовались и криминальные элементы, которые проявляли себя в формах от уличных хулиганств до опасных групповых преступлений и расхищений ценностей.
Положение усугублялось тем, что работа милиции оценивалась на уровне низкооплачиваемых слоев населения, а отсюда, непрестижность; активно привлекались к обеспечению правопорядка общественные формирования с характерным для них отсутствием специальных умений и навыков милицейской работы. Эти факторы обусловили неготовность правоохранительных органов в новых условиях, особенно к борьбе с тайными замаскированными преступлениями.
С мыслями о всенародном привлечении общества к охране общественного порядка и борьбе с преступностью Н.С. Хрущёв и начал реформу МВД СССР, а по сути – атаку на милицию. Первым делом, милиция подверглась сокращениям. В 1956-1958 годах численность органов внутренних дел сократилась на 22 тысячи человек. Это составило 11 % от общего количества советских милиционеров. Зарплатные расходы уменьшились на 163 миллиона рублей. Н.С. Хрущёв был доволен. С одной стороны, приближалась к реализации его идея о полном отсутствии милиции при коммунизме. С другой стороны – выходила изрядная экономия средств. А экономия – это было «больное место» Хрущёва.
С 1958 года вопрос о сокращении численности, а затем и о полном упразднении МВД ССР стал реальностью. 30 августа 1958 года Комиссия Президиума Совета Министров СССР по текущим делам, рассмотрев вопрос «Об итогах финансово – хозяйственной деятельности МВД СССР за 1957 год», поручила МВД СССР (товарищу Дудорову Николай Павловичу – Министр МВД СССР 1956-1960 г.) рассмотреть поставленные Министерством финансов СССР вопросы по сокращению расходов на содержание организаций и учреждений МВД СССР и в месячный срок представить свои предложения в Совет Министров СССР.
В своей записке Министерство финансов СССР предлагало с 1 октября 1958 года сократить штатную численность начальствующего (офицерского) состава по системе МВД СССР в целом не менее чем на 40 тысяч единиц, что позволит сократить расходы союзного бюджета на сумму около 100 млн. рублей в год. Было предложено упразднить Главное управление внутренних и конвойных войск, а также некоторые другие службы центрального аппарата, передав ряд его функций МВД союзных республик.
В октябре 1954 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли совместное постановление, которое предусматривало конкретные меры по укреплению кадров милиции. Через партийные органы в МВД СССР было направлено свыше 3 тыс. человек, в т.ч. более 100 партийных работников, имевших высшее и среднее образование, было выдвинуто на должности министров внутренних дел союзных и автономных республик, начальников УВД и их заместителей. В 1954 г. в органы милиции пришли на службу многие офицеры, уволенные в запас в связи с частичным сокращением Вооруженных Сил.
Однако, несмотря на эти меры, качественные показатели состояния кадров оставляли желать лучшего: 79% работников уголовного розыска, более 60% личного состава аппаратов БХСС и 45% следователей в этот период не имели даже среднего образования. Отсутствие должного финансирования органов милиции не давало возможности развивать систему учебных заведений МВД, адекватную запросам практики. Ведомственные школы выпускали в год примерно 2500 специалистов, и около 1500 чел. с соответствующим образованием поступали в ОВД по плану межведомственного распределения. При таком положении дел рассчитывать на быстрое укомплектование кадров милиции подготовленными специалистами не приходилось.
Главным сигналом для народа тогда стало назначение министром внутренних дел Николая Дудорова — всю жизнь трудившегося строителем и не имевшего к органам никакого отношения. А 1956 году начался так называемый «хрущевский призыв» — пополнение МВД гражданскими кадрами. Десятки тысяч молодых ребят — комсомольских активистов, вчерашних рабочих, вплоть до выпускников Литинститута — заменяли сталинских «дуболомов», для которых главным критерием была не законность, а «царица доказательств» — признание обвиняемого, добываемого часто через пытки. В общей сложности за 8 лет в органы их пришло около 100 тысяч человек. Тогда же для передачи дел от одного министра к другому были созданы 6 подкомиссий: из административных работников ЦК КПСС, Минюста, Минфина, Минобороны, Прокуратуры СССР и Министерства госконтроля. Де-факто МВД был поставлен под контроль партийных органов и исполнительной власти. Де-юре этот процесс был завершен в октябре 1956 года, когда милиция получила двойное подчинение — в том числе местным советам (органы МВД были реорганизованы в отделы внутренних дел исполкомов Советов). В январе 1957 года при Советах были образованы комиссии по социалистической законности и охране общественного порядка — легитимный надзорный орган за действиями милиции».
В одном из первых своих выступлений в марте 1955 года Министр внутренних дел СССР Н.П. Дудоров обрушился с резкой критикой работы «прошлой» милиции: «Органы МВД, особенно милиция и ГУЛАГ и все его звенья, работают настолько плохо, настолько отвратительно плохо, что плохая работа этих органов, да и других звеньев работы МВД создали не особенно хорошую славу МВД в народе. У товарища Микояна, когда беседовали с товарищем Булганиным и товарищем Хрущевым, не только они отзывались плохо, но и простые люди, любые работяги, кого, ни спросишь, о милиции и некоторых других органах МВД отзываются очень плохо. Назову два наиболее главных недостатка. Первый — органы милиции не ведут настоящей борьбы с преступностью в стране, в результате чего у нас преступники действуют и орудуют в большинстве случаев безнаказанно годами и никаких мер к ним никто не принимает. Второе — это то, что у нас в органах милиции очень много преступлений совершают сами работники милиции. Также — 46% состава милиции имеют низшее образование, около половины личного состава милиции — неграмотная. Как с таким составом решать возложенные задачи?».
Что же руководитель советского государства Н.С. Хрущёв предлагал сделать для улучшения работы союзного МВД СССР и вместе с этим положительно решить вопросы борьбы с преступностью и охраны общественного порядка. Ведь политический момент в нашей стране был очень ответственный – поставлена задача строительства коммунистического общества, но всё же, в стране ещё остались воры, убийцы и просто банальные хулиганы. Как с ними бороться? И тут Никита Сергеевич Хрущёв предложил оригинальный выход – народные дружины! Пусть сами трудящиеся и задерживают преступников! От такой идеи явно веяло духом авантюризма. Но сомневаться в решениях Председателя Совета министров СССР и Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущёва в СССР того периода было не принято. Некоторые из окружения вождя тот час стали аплодировать «гениальной идее» шефа.
А в 1959 году эту идею Н. С. Хрущёва было решено перенести на всю страну – 2 марта ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране». Также при органах милиции открывался институт общественных инспекторов и общественных советов при детских комнатах. Последние в основном занимались ликвидацией детской беспризорности. Дружины создавались на предприятиях, командиров выбирали большинством голосов, однако начальником районного штаба ДНД всегда был второй секретарь райкома партии (фактически – комиссаром). Тогда же негласно разрешили уличным и домовым комитетам выносить решение «о выселении отдельных лиц, допускающих недостойное поведение, из города на определенный срок» (в основном это касалось пьяниц и дебоширов).
В идеале Н. С. Хрущёв вообще мечтал одновременно с окончанием строительства коммунизма к 1980 году заменить профессиональную милицию «народной», на общественных началах. Согласно этому постановлению на всех предприятиях и учреждениях формировались подразделения из молодых, физически крепких мужчин эти подразделения получили название ДНД (Добровольная народная дружина).
Во исполнение решений Правительства СССР и ЦК КПСС все предприятия и организации немедленно приступили к формированию Добровольных народных дружин, призванных блюсти общественный порядок. В их ряды набирались физически крепкие мужчины из обычных служащих и рабочих. Счет членов ДНД по стране шел на миллионы. Вот только одних физических данных для оперативной работы было недостаточно. Дружинники серьезно уступали уволенным милиционерам в интеллектуальной, а также психологической профессиональной подготовке. Дружинник (в отличие от милиционера) не знал и не понимал образ мыслей преступников, не знал их повадки, уловки, обычаи. Всё это знали – профессионально подготовленные милиционеры. В неравных схватках с бандитами дружинники получали серьезные травмы и ранения. Если, конечно, хватало смелости лезть на рожон. Чаще случалось так, что до задержания преступников по понятным причинам дело не доходило. Но бывали и обратные случаи, когда члены дружин проявляли излишнюю агрессивность. Смелые активисты, действия которых никем не контролировались, доводили до летальных случаев по своей же вине. Разъяренные блюстители народного порядка не раз доводили до самосудов, но проблема серьезным рассмотрениям не подвергалась. Конечно, при таком не профессиональном выполнении своих общественных поручений по борьбе с преступностью и охране общественного порядка гибли и сами дружинники. Так, например, в ноябре 1962 года в Витебске дружинники пытались задержать хулиганов. В итоге, один из дружинников получил пять ножевых ранений. А в Чите дружинник с риском для жизни задержал рецидивиста, вооружённого обрезом винтовки. В октябре 1963 года в Костроме слесарь из ДНД вступил в схватку с преступником, у которого тоже был обрез. Но для этого дружинника схватка закончилась не так благополучно, как для его «коллеги» из Читы. Слесарь получил пулю в живот из обреза. И такие примеры из жизни можно приводить ещё очень и очень долго. В наши дни идея отправлять простых людей на схватку с озверевшими бандитами звучит дико, но во времена Н. С. Хрущёва этот абсурд считался чем то, в порядке вещей. Через Добровольные народные дружины проходили сотни тысяч советских мужчин. У них тоже были свои недостатки: кто — то был труслив, а кто — то наоборот не в меру агрессивен. А ведь при Н.С. Хрущёве отряды дружинников действовали на улицах советских городов самостоятельно — без всякого сопровождения милиции.
Автор публикации «Хрущёв против милиции» Дмитрий Петров в своей статье опубликованной в журнале «Загадки истории» № 47 за 2022 год приводит вопиющий факт преступных действий дружинника Евгения Жукова, которого задержали в Москве в 1960 году. Вот что пишет Д. Петров: ««Потомственный пролетарий» Евгений Жуков так завидовал «золотой столичной молодёжи» (так называемым стилягам), что задумал зловещий план: изнасиловать симпатичную девушку из этой гламурной тусовки. Для этого он познакомился с парой стиляг – парнем и девушкой. Однажды вечером он предложил им совместно выпить – и повёл в сторону дома, где заранее присмотрел подходящий подвал для осуществления своего замысла. Однако в последний момент девушка заподозрила неладное – и успела убежать. Жуков бросился за ней. Парень – стиляга попытался помешать дружиннику — и получил сокрушительный удар кастетом по голове. Удар оказался смертельным.
Чуть позднее Жуков – находясь как раз в составе дружинного патруля – убил ещё одного стилягу. Он прицепился к группе «неформальной» молодёжи, те стали огрызаться, началась драка. Тогда Жуков опять надел на руку кастет — и ударил. Дружинники — коллеги Жукова — с ужасом услышали хруст ломающихся костей. Стиляга был мёртв.
Конечно же, Жуков был немедленно арестован. На следствии он признался и в первом убийстве. Эта дикая история всколыхнула всю Москву. Всем стало ясно, что идея с ДНД требует как минимум серьёзной корректировки. Но это было ясно всем — кроме Н.С. Хрущёва. Поэтому ничего в деятельности дружинников не изменилось.
К концу 50-х годов Н.С. Хрущёва, активно изыскивающего средства для того, чтобы исправить экономику, объявившего непримиримую войну министерской бюрократии, неутомимого реорганизатора по делу и не по делу, всё чаще посещает мысль о том, не упразднить ли союзное Министерство внутренних дел, передав его функции частично МВД союзных республик, а частично возложив на общественность.
Видимо, одним из шагов по осуществлению такого замысла было воссоздание в 1955 году МВД РСФСР, упраздненного в 1930 году. Кроме того, принимается ряд постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР об усиленном вовлечении общественности в охрану правопорядка и борьбу с преступностью.
1959 год прошёл под знаком эйфории по поводу возможностей общественности в охране правопорядка (к этому времени в стране было 84 тысячи добровольных народных дружин, насчитывающих более 2 млн. человек).
МВД СССР в отчёте в ЦК КПСС о борьбе с преступностью в 1959 году сообщало: «В результате повышения роли общественности в борьбе с преступностью и нарушениями общественного порядка количество возбуждённых милицией уголовных дел по сравнению с 1958 годом сократилось на 26,4 %, а число лиц, привлечённых к уголовной ответственности, уменьшилось на 33,8 %». Обратите внимание: не количество преступлений уменьшилось, а количество дел, возбуждённых милицией. Сами же цифры – за один год сокращение на одну треть – чем-то напоминают «большой скачёк» в Китае. Правда, многие из нас помнят то время как далеко не спокойное с точки зрения обеспечения правопорядка. Да и МВД СССР отмечает: «Снижением числа преступлений объясняется отчасти тем, что органы милиции, руководствуясь указаниями партии и правительства о привлечении общественности к борьбе с преступностью, по многим преступлениям не возбуждали уголовных дел в отношении лиц, совершивших преступные деяния, а передавали материалы на них в суды общественности… Всего в суды общественности милицией было направлено материалов о совершённых преступлениях и административных правонарушениях более чем на 150 тысяч человек».
После этого были внесены ещё более решительные предложения – упразднить совсем общесоюзное Министерство внутренних дел. 13 января 1960 года Президиум Верховного Совета СССР принял указ «Об упразднении Министерства внутренних дел СССР». Ряд его служб и функций были переданы МВД РСФСР и МВД других союзных республик; некоторые были упразднены. Служба МПВО передавалась в Министерство обороны СССР, Главное управление геодезии и картографии – Министерству геологии и охраны недр СССР, Главное архивное управление МВД СССР преобразовалось в Главное архивное управление при Совете Министров СССР. Документальные архивные материалы наркомата (министерства), отложившиеся с 1944 по 1960 год, были переданы на хранение в Главное архивное управление при Совете Министров СССР (конкретно в ЦГАОР СССР). Документы НКВД СССР за 1934-1943 г.г. находятся на хранении в КГБ СССР. Ликвидация общесоюзного министерства была воспринята рядовыми милиционерами крайне болезненно. Все понимали, что это очередная авантюра Н.С. Хрущёва.
Когда в 1960 году бывший Министр внутренних дел СССР Николай Дудоров (при котором и произошло упразднение союзного министерства) получил новый пост, острословы сочинили такую шутку: «Чем Дудоров отличается от Ивана Сусанина? Сусанин завёл врагов в болото, где погибли и они и он. Дудоров же завёл МВД СССР в болото, где оно погибло, а сам он остался жив и даже получил новое назначение».
Остались действующими лишь МВД в союзных республиках — РСФСР, БССР, УССР… Резкое сокращение милицейских штатов еще больше отразилось на экономии бюджета, но дороговато обошлось народу. «Хрущёвская оттепель» характеризуется резким повышением уголовно-бытовой преступности. А оскорбленные таким пренебрежением милиционеры прозвали генсека «кукурузником», способным только на бездумные аграрные эксперименты.
Но гуманизация системы МВД продлилась недолго. Уже в 1962 году ЦК КПСС было принято решение «усилить кадры» милиции выходцами из КГБ – около 400 человек руководящего состава заняли посты в МВД только в этот год. Дальше – больше. В том же 1962-м министр МВД РСФСР (1961-1966 г.г.) В.С. Тикунов пишет записку Хрущеву, где ставит вопросы о необходимости применения милицией резиновой палки (ссылаясь на опыт, прежде всего ГДР), а также наручников и взрывпакетов со слезоточивыми газами. В мае 1962 года все эти предложения были одобрены.
Конец социальным экспериментам в сфере правоохранительной деятельности был положен с отстранением в конце 1964 г. со своего поста Н.С. Хрущева. Одним из оснований для его отстранения стали обвинения в волюнтаризме, под которым понимается политика, основанная на игнорировании или произвольном толковании законов общественного развития, предполагающая забегание вперед, выдавание желаемого за действительное. Особенно наглядно хрущевский волюнтаризм проявился в политике, проводившейся в данный период по отношению к органам внутренних дел. На смену Н.С. Хрущеву пришло новое, более прагматичное руководство во главе с Леонидом Ильичём Брежневым.
Новый партийный вождь – Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев стал спешно исправлять все те ошибки, которые надела его предшественник. Процесс ревизии хрущёвских «реформ», несомненно, затронул и милицию. Л.И. Брежнев уже в 1965 году увеличил численность милиции, которую столь бездумно «обескровил» Н.С. Хрущёв. Причём увеличил сразу на 35 тысяч человек – это было даже больше, чем уволил Хрущёв!
Приняли дополнительные меры для восстановления пошатнувшегося престижа милицейской службы: повысили зарплаты, ввели новую красивую форму, активно проводили награждение орденами и медалями и т. д. В 1966 году вновь восстановили уничтоженный Н.С. Хрущёвым союзный орган руководства милицией – МВД СССР.
А что же с ДНД? Брежнев не стал упразднять институт «народных дружинников». Но теперь их деятельность стала носить откровенно общественный характер, так как на службу они выходили вместе с милиционерами патрульно-постовой службы и участковыми инспекторами милиции. Они оказывали действенную помощь в составлении административных протоколов, в закреплении свидетельских показаний и улик, совершённых преступлений на улице, во время патрулирования ДНД. Во всяком случае, свидетельские показания дружинников играли большую роль в закреплении доказательств совершённых административных и уголовных правонарушений. Как бывший участковый инспектор милиции я могу сказать только слова благодарности тем дружинникам, которые оказывали мне не только реальную помощь при проведении оперативно служебных мероприятий во время патрулирований на моём административном участке, но и силовую поддержку при задержании правонарушителей и уголовных преступников, находящихся в розыске. От дружинников больше никто не требовал ловить матёрых вооружённых бандитов, но они, тем не менее, оказывали помощь при задержании преступников. «Народное патрулирование» стало заниматься пьяницами и бузотёрами в общественном месте, да лицами, совершившими хулиганские действия, как дома, так и на улице.
В УВД г. Волжского Волгоградской области работа с народными дружинниками всегда строилась на высоком организационном уровне. Успехи, которые были достигнуты в раскрытии преступлений и охране общественного порядка в 70-е и начале 80-х годов впрямую были связаны с хорошо отлаженной работой с ДНД. Был накоплен большой положительный опыт использования дружинников в охране общественного порядка. Было проведено несколько организационно-методических совещаний на базе Волжского УВД по обмену опытом работы с дружинниками с представителями других регионов Российской Федерации.
Николай Варавин
Историк,полковник милиции в отставке,
ветеран МВД России и боевых действий.