Санитарные поезда России в период военного лихолетья.

Эвакуация раненного бойца с поля боя одна из важных частей обеспечения боеспособности Вооружённых Сил любой страны. В древних сражениях, вплоть до Наполеоновских войн войска, как правило, несли огромные потери из-за несвоевременного оказания медицинской помощи раненным бойцам. С появлением сети железных дорог  в Европе и Северной Америке, раненных и больных военнослужащих стали перевозить с линии фронта в тыл, на специально оборудованных для этого железнодорожных составах. Впервые такие поезда появились во время Крымской войны (1853-1856 г.г.) у англичан.

Впервые в России 4 декабря 1876 года император Александр II издал указ о формировании 14 санитарных поездов «на случай войны». А она должна была начаться в самое ближайшее время. Россия готовилась выступить с оружием в руках против Османской империи, устроившей резню славянского населения на Балканах.

20 мая 1877 года первый санитарный поезд России отошёл от перрона Николаевского вокзала Санкт-Петербурга. Сопровождение поезда и руководство работой его персонала было передано в руки выдающегося отечественного хирурга Николая Ивановича Пирогова.

В ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 г.г. санитарные поезда русского Красного Креста перевезли с фронта в тыл свыше двухсот тысяч больных и раненных. Большинство из которых без оказания медицинской помощи в «поездах милосердия» неминуемо погибли бы.

Из уроков, полученных во время Русско-турецкой войны, были сделаны надлежащие выводы.

Во время Русско-японской войны 1904-1905 г.г. было создано несколько санитарных поездов, которые вывозили раненных вглубь страны по Транссибирской магистрали. Учитывая недостаточную пропускную способность этой железнодорожной трассы, единственной, связывающей Дальний Восток с Россией, санитарные поезда загружались на узловых станциях, что называется, по полной. Вместо обычных 250 раненных каждый такой эшелон брал до 400 раненных солдат и офицеров. Всего же за время войны санитарные поезда эвакуировали 87 тысяч больных и раненных.

В августе 1914 года, с началом Первой мировой войны, для нужд русской армии были созданы хорошо оборудованные санитарные поезда. В сентябре 1914 года на германском фронте было задействовано 74 санитарных поезда. А к декабрю 1916 года их было уже 400. Большинство из них было оборудовано не только операционными и помещениями для медперсонала, но и вагонами-кухнями, вагонами – столовыми, вагонами — банями и прачечными.

В качестве санитаров и врачей в этих поездах несли службу (а она была приравнена к военной) многие деятели русской культуры и искусства.

Санитар Сергей Есенин был зачислен в «Полевой царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны». Поезд состоял из 21 пульмановского вагона. Десять из них оборудовали для приёма раненных и больных, а остальные имели вспомогательное значение. Есенин был назначен санитаром в шестой вагон. В его обязанности входили поддержание чистоты и порядка, переноска на носилках тяжелораненых и размещение их в вагонах, погрузка и выгрузка имущества, получение продуктов, раздача пищи и многое другое.

Благодаря хлопотам Клюева и поддержке Григория Распутина, в начале 1916 года Сергей Есенин был назначен «с высочайшего соизволения» в команду санитаров Царскосельского военно-санитарного поезда № 143 императрицы Александры Фёдоровны. В конце апреля выехал с поездом в Крым, а затем к линии фронта. 22 июля читал свои стихи на концерте для раненых воинов в царскосельском лазарете № 17 в присутствии императрицы Александры Фёдоровны и её дочерей. В начале ноября 1916 года за участие в работе санитарного поезда  императрица пожаловала Сергею Есенину золотые часы с цепочкой и изображением государственного герба. 25 декабря 1925 года Сергей Есенин в состоянии депрессии покончил жизнь самоубийством в Ленинграде. Но для населения России он навсегда остался Великим Русским поэтом, похоронен на Ваганьковском кладбище в городе Москве. Ежегодно на родине поэта проводится видеоконкурс литературно-художественного творчества сотрудников органов внутренних дел МВД России «Край березовый, край Есенина». И сотрудники транспортной полиции МВД России постоянно являются участниками этого конкурса.

А вот другого поэта и шансонье Александра Вертинского сейчас не все помнят, за исключением старшего поколения. До начала Первой Мировой войны он был поэтом номер 1 и его популярность среди творческой интеллигенции просто зашкаливала. В 1914 году на фронт в санитарном поезде отправился знаменитый российский шансонье Александр Вертинский. Он прослужил санитаром до 1916 года и был отправлен в тыл по ранению. Вертинский сделал за это время более 35 тысяч перевязок и спас от смерти сотни русских солдат и офицеров. 30 сентября 1916 г., А Вертинский (в числе иных санитаров и сестёр милосердия поезда № 68) был награждён серебряной медалью «За усердие» на Станиславской ленте.

Жизнь в Москве для Вертинского становилась всё труднее. Романс «То, что я должен сказать», написанный под впечатлением гибели трёхсот московских юнкеров (после Октябрьской революции, 11 ноября 1917 года,  юнкеры приняли участие в первом антисоветском восстании, организованном Комитетом спасения Родины и революции, который возглавляли сторонники эсеров). Это стихотворение возбудило интерес Чрезвычайной комиссии (ВЧК), куда автора вызвали для объяснений.

Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть недрожавшей рукой,
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в Вечный Покой!
                    … И никто не додумался просто стать на колени

И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране
Даже светлые подвиги — это только ступени
В бесконечные пропасти — к недоступной Весне!

Согласно легенде, когда Вертинский заметил представителям ЧК: «Это же просто песня, и потом, вы же не можете запретить мне их жалеть!», он получил ответ: «Надо будет, и дышать запретим!» Из Севастополя в ноябре 1920 года на пароходе «Великий князь Александр Михайлович» вместе с остатками армии барона Врангеля Александр Вертинский переправился в Константинополь, где начал снова давать концерты — в основном, в клубах «Стелла» и «Чёрная роза».

Разрешение о возвращении на Родину было получено (во время Великой Отечественной войны было разрешено вернуться и некоторым другим деятелям культуры). Он приехал в Москву в ноябре 1943 года с женой и трёхмесячной дочерью Марианной, и поселился на улице Горького (поначалу — в гостинице «Метрополь»). Умер Александр Николаевич Вертинский 21 мая 1957 года в Доме ветеранов сцены им. Савиной в Ленинграде, он там находился на гастролях и скончался от острой сердечной недостаточности в гостинице «Астория» на 69-м году жизни. Похоронен А.Н. Вертинский на Новодевичьем кладбище Москвы. Это очень важно, что он умер на Родине в России, которую он очень любил и многое сделал для того, чтобы вернуться с эмиграции на Родину. 

Уже 24 июня 1941 года Народный комиссариат путей сообщения СССР дал указание о формировании 288 санитарных поездов. Для этих целей было переоборудовано шесть тысяч пассажирских вагонов, в основном четырёхосных.

Железнодорожный санитарный транспорт состоял тогда из постоянных военно-санитарных поездов (ПВСП), временных военно-санитарных поездов (ВВСП) и, с 1942 года, военных санитарных летучек (ВСЛ).

ПВСП предназначался для эвакуации раненых в глубокий тыл с продолжением лечения в пути следования. Формировался он, как правило, на базе цельнометаллических пассажирских вагонов. В составе было обычно 17-18 вагонов, в том числе вагон-мастерская, вагон-электростанция, вагон-кухня, вагоны-лазареты для раненых, вагон-операционная, штабной вагон для персонала, цистерны для воды, двухосный полувагон для топлива, платформа для автомашин и телег. Плановая эвакоёмкость составляла 374-507 мест, в том числе для тяжелобольных до 147 человек. ПВСП были настоящими госпиталями на колёсах и уже во время транспортировки проводили лечение пациентов. Неотложные операции проводились военврачами прямо во время движения поезда.

Временные военно-санитарные поезда предназначались для эвакуации раненых и больных от прифронтовых станций до госпитальных баз армий в армейском и фронтовых районах с оказанием медицинской помощи во время следования. Они имели постоянную часть и переменную. Первая состояла из четырёх специальных вагонов. В переменной могло быть прицеплено до 40 вагонов товарного порожняка, из которых 20 вагонов предназначались для тяжелобольных с носилками, остальные были с типовым оборудованием для перевозки пассажиров. В местах разгрузки переменная часть могла быть расформирована, а постоянная вновь следовала к месту погрузки. Ёмкость временных военно-санитарных поездов в 598-857 мест, в том числе для тяжелобольных до 350 мест.

 Военно-санитарные летучки (ВСЛ) предназначались для вывоза преимущественно легкораненых и больных из головных баз армий и не далее фронтовой приёмно-сортировочной базы. Число прицеплённых вагонов составляло 10-12 на 250-300 человек, из них два-три вагона предназначались для лежачих больных.

Первый военно-санитарный поезд № 312, переоборудованный на Вологодском паровозном заводе, вышел в свой первый рейс 26 июня 1941 года. В бригаде поезда было 40 медицинских работников и железнодорожников. За время войны он прошёл 200 тысяч километров, то есть пять раз обогнул земной шар, и перевёз более 25 тысяч раненых.

Всего же за годы войны объём перевозок по эвакуации раненых составил 11 863 поезда. В том, что удалось исцелить, вернуть в строй 72,3 процента раненых и 90,6 процента больных военнослужащих, есть не малый труд железнодорожников и медиков.

Лучше всего о самоотверженной работе медиков санитарных поездов рассказала в своей повести «Спутники» писательница Вера Панова.

По повести Веры Пановой позднее был поставлен художественный фильм «На всю оставшуюся жизнь». В нём правдиво рассказано о работе военных медиков, об их нелёгкой службе, которая спасла сотни тысяч жизней бойцов и командиров Красной армии.

Уже 24 июня 1941 года Народный комиссариат путей сообщения СССР дал указание о формировании 288 санитарных поездов. Для этих целей было переоборудовано шесть тысяч пассажирских вагонов, в основном четырёхосных.

Медицинские пункты любого фронта просто не могли обходиться без помощи военно-санитарных составов. Их формирование требовало колоссальных денег, поэтому в ход шли средства граждан в том числе.

Эвакуация раненых и больных началась с первого дня вероломного нападения фашистской Германии. Так, 22 июня 1941 г. на станцию Львов начали прибывать раненые из-под Рава-Русской и других пунктов. По распоряжению военного коменданта станции Львов был сформирован первый военно-санитарный поезд, состоящий из классных и грузовых вагонов, для направления в Киев. Начальником поезда был назначен военный врач Ф.Г. Кротков, который следовал в Москву. Медицинский персонал был укомплектован из военно-медицинских учреждений Львовского гарнизона. В пути раненым оказывалась необходимая помощь. В их обслуживании помогали дружинницы из общества Красного Креста. Фашистские стервятники, вопреки гуманизму, бомбили поезда с ранеными. Так, с начала войны по декабрь 1941 г. авиация противника произвела 224 нападения на военно-санитарные поезда, в результате которых погибло 776 человек, получили ранения 1132 человека. Это составило 3, 77 % от всех нападений вражеской авиации на железнодорожные объекты страны (в 1941 г. их было совершено 5939). И на территории Курской области были случаи жестоких бомбежек военно-санитарных поездов. 24 сентября 1941 г. на разъезде 408 км (у с. Угоны Льговского района), вражеские самолеты разбомбили военно-санитарный поезд. При бомбежке погибли 492 раненых. Они были захоронены у ст. Блохино, неподалеку от места трагедии. На 33 км линии Курск-Касторная (у с. Кресты Щигровского района) в августе 1998 г. открыт памятник погибшим советским воинам, следовавшим в военно-санитарном поезде в сентябре 1941 г.

Железнодорожный санитарный транспорт состоял тогда из постоянных военно-санитарных поездов (ПВСП), временных военно-санитарных поездов (ВВСП) и, с 1942 года, военных санитарных летучек (ВСЛ).

ПВСП предназначался для эвакуации раненых в глубокий тыл с продолжением лечения в пути следования. Формировался он, как правило, на базе цельнометаллических пассажирских вагонов. В составе было обычно 17-18 вагонов, в том числе вагон-мастерская, вагон-электростанция, вагон-кухня, вагоны-лазареты для раненых, вагон-операционная, штабной вагон для персонала, цистерны для воды, двухосный полувагон для топлива, платформа для автомашин и телег. Плановая эвакоёмкость составляла 374-507 мест, в том числе для тяжелобольных до 147 человек. ПВСП были настоящими госпиталями на колёсах и уже во время транспортировки проводили лечение пациентов. Неотложные операции проводились военврачами прямо во время движения поезда.

Временные военно-санитарные поезда предназначались для эвакуации раненых и больных от прифронтовых станций до госпитальных баз армий в армейском и фронтовых районах с оказанием медицинской помощи во время следования. Они имели постоянную часть и переменную. Первая состояла из четырёх специальных вагонов. В переменной могло быть прицеплено до 40 вагонов товарного порожняка, из которых 20 вагонов предназначались для тяжелобольных с носилками, остальные были с типовым оборудованием для перевозки пассажиров. В местах разгрузки переменная часть могла быть расформирована, а постоянная вновь следовала к месту погрузки. Ёмкость временных военно-санитарных поездов в 598-857 мест, в том числе для тяжелобольных до 350 мест.

 Военно-санитарные летучки (ВСЛ) предназначались для вывоза преимущественно легкораненых и больных из головных баз армий и не далее фронтовой приёмно-сортировочной базы. Число прицеплённых вагонов составляло 10-12 на 250-300 человек, из них два-три вагона предназначались для лежачих больных.

Первый военно-санитарный поезд № 312, переоборудованный на Вологодском паровозном заводе, вышел в свой первый рейс 26 июня 1941 года. В бригаде поезда было 40 медицинских работников и железнодорожников. За время войны он прошёл 200 тысяч километров, то есть пять раз обогнул земной шар, и перевёз более 25 тысяч раненых.

Всего же за годы войны объём перевозок по эвакуации раненых составил 11 863 поезда. В том, что удалось исцелить, вернуть в строй 72,3 процента раненых и 90,6 процента больных военнослужащих, есть не малый труд железнодорожников и медиков.

Лучше всего о самоотверженной работе медиков санитарных поездов рассказала в своей повести «Спутники» писательница Вера Панова.

По повести Веры Пановой позднее был поставлен художественный фильм «На всю оставшуюся жизнь». В нём правдиво рассказано о работе военных медиков, об их нелёгкой службе, которая спасла сотни тысяч жизней бойцов и командиров Красной армии.

Всего же за период Великой Отечественной войны, в прямое нарушение Женевской конвенции 1864 г. и всех норм человеческой морали, 349 ВСП и ВСЛ подверглись бомбардировкам, пушечным и пулеметным обстрелам 608 раз, многие – неоднократно. При этом погибли 833 человека личного состава поездов и 1682 человека получили ранения. Безвозвратные потери (убиты и сгорели) среди раненых и больных составили 2017 человек, ранены повторно были 3040 человек.

Участившиеся нападения самолетов противника на ВСП, приводившие к большим людским и материальным потерям, заставили советское командование усилить прикрытие с воздуха путей железнодорожного сообщения и включить в состав ВСП зенитно-пулеметные установки. Предпринятые меры немедленно дали эффект:

– 4 октября 1941 г. ВСП 1014 во время стоянки на станции Вирма подвергся нападению двух бомбардировщиков противника, в результате чего загорелся один вагон с ранеными, было убито 4 человека. Однако команда поезда под огнем противника потушила пожар и огнем своих зенитных пулеметов подожгла один из бомбардировщиков, который, разваливаясь на куски, упал в 6 км от станции. Сбил самолет член команды поезда сержант А. Г. Бородич. В донесении особо подчеркнуто, что это уже второй самолет, сбитый командой ВСП 1014;

– 17 октября 1941 г. на станции Волга зенитно-пулеметной установкой, приданной ВСП 1047, были сбиты два самолета противника.

Всего за годы Великой Отечественной войны военно-санитарными поездами было перевезены миллионы людей – 97 % всех эвакуированных в тыл страны. 91,1 % перевезенных составили раненые, 6,6 % – больные, 1,5 % – обмороженные, 0,5 % – контуженные и 0,3 % – обожженные.

Пример героизма работников военно-санитарных поездов, приводит в воспоминаниях начальник ГВСУ КА Герой Социалистического Труда генерал-полковник медицинской службы Ефим Иванович Смирнов. ВВСП № 1014 11 раз подвергался бомбардировкам вражеской авиации. Командование поезда из состава выздоравливающих раненых создало команду стрелков. Позднее командующий 7-й Армией, раненых которой обслуживал поезд, придал ему три зенитно-пулеметных установки. В одном из налетов на поезд было сбито 2 вражеских самолета. Фашисты, потеряв три боевых машины (1 был подбит), перестали атаковать санитарный поезд. За героизм при защите раненых в ходе бомбардировок вражеской авиации начальник поезда военврач II ранга И.А. Новиков был награжден орденом Красной Звезды, большая группа медработников поезда, среди них начмед военврач III ранга С.Г. Вунш, старшие медсестры В.С. Якубовская, А. М. Голышева, Л.П. Сорокина были отмечены медалями «За Отвагу». В составе военно-санитарных поездов сражались многие курские медики. В июне 1941 года на фронт ушли выпускники КГМИ военврачи З.Н. Нестерович и Н.В. Терещенко, назначенные начальниками военно-санитарных поездов. Во время перемещения поездов от линии фронта курские медики проводили операции раненым, возвращая солдат и офицеров в боевой строй. Военврач III ранга Н.В. Лавренко в составе команды военно-санитарного поезда рейс совершила в родной Курск. До весны 1942 г. она перевозила раненых и больных, оказывала им помощь на многих участках Западного фронта. В феврале 1945 г. на 2-м Белорусском фронте погибла выпускница Курского мединститута, начальник ВСЛ-205 ст. лейтенант медицинской службы О.В. Суковатых.

Снабжение продовольствием и создание установленных путевых запасов в военно-санитарных поездах и летучках в пределах фронтовых железных дорог осуществлялось из продовольственных аремейских и фронтовых складов по указанию начальника управления продовольственного снабжения фронта или железнодорожных военно-продовольственных пунктов. Начальникам военно-санитарных поездов и летучек было предоставлено право пользоваться связью НКПС. С выходом советских войск за пределы границ СССР для перевозки раненых и больных формировались военно-санитарные поезда и летучки из вагонов западноевропейской колеи. В местах стыка союзной западноевропейской колеи производилась перегрузка раненых и больных из поездов западноевропейской колеи в поезда союзной колеи. Эвакуация раненых и больных из фронтовых баз в тыл страны составила: постоянными военно-санитарным поездами — 55,3 %, временными военно-санитарными поездами — 29,6 % и военно-санитарными летучками — 15,1 %. Военно-санитарные летучки выполнили на фронтовых железных дорогах большой объем работы. Ими было эвакуировано 59,6 % раненых и больных; временными военно-санитарными поездами — 26,8 %, постоянными — 13,6 %. Только за один месяц 1942 г. на Западном фронте ВСП в армейских районах было перевезено 21796 раненых, во фронтовом районе, где также работали ВВСП -17414 раненых и больных.

За доблестный труд медики военно-санитарных поездов неоднократно отмечались государственными наградами. За годы Великой Отечественной войны личный состав военно-санитарных поездов эвакуировал около 1 млн. советских солдат и офицеров и оказал им необходимую медицинскую помощь. Тем самым он внес весомый вклад в дело спасения жизней раненых и больных воинов и возвращения их в строй.

Санитарные поезда во время Российско-Украинского конфликта используются сторонами для эвакуации раненых. К примеру, в Украине курсирует поезд MSF, Польша также планировала запуск санитарного поезда для эвакуации из Украины. В России эвакуация с Ростовского госпиталя в тыловые госпитали осуществляется как санитарной авиацией , так и санитарными поездами.

Николай Варавин, историк, ветеран МВД РФ и боевых действий на Северном Кавказе. Полковник милиции в отставке.