Великая Отечественная война – героическая страница нашей истории. Однако в советское время у нас не было полной картины того, что происходило в те дни. Нет её и сейчас. При этом в потоке желания якобы раскрыть правду о войне, некоторые российские и зарубежные деятели от исторической науки так перегибают палку, что становятся хуже любых антироссийских пропагандистов. Особенно в этом плане преуспели некоторые украинские историки, которые в своих «исторических трудах» прославляют 14-ю гренадерскую дивизию ваффен-СС (1-я украинская), также известная в литературе и современных СМИ под сокращённым названием «дивизия СС «Галичина»» — сформированная в 1943 году из украинских (называвшихся в СС галицийскими) коллаборационистов-националистов и фольксдойче – украинских немцев и специальное подразделение (батальон) «На́хтигаль» — дружина Украинских Националистов или «Украинский Легион им. Степана Бандеры» — вооружённый отряд, состоявший преимущественно из членов и сторонников ОУН, сформированный и обученный Абвером для действий в составе диверсионного подразделения «Бранденбург 800» в операции «Барбаросса» на территории Украинской ССР. «На́хтигаль» — (в переводе с украинского — соловей) — отряд, действовавший совместно с немецкими нацистами во время Второй мировой войны. Правда всегда многогранна и требует объективного исторического подхода для изучения.
Меня, как историка по образованию, очень огорчает и пугает то, что предателя Власова сейчас знают все, а героя Советского Союза – генерала Дмитрия Карбышева, именем которого названа одна из улиц города Волжского Волгоградской области — нет. В 1946 году посмертно генерал-лейтенанту Д.М. Карбышеву было присвоено звание Героя Советского Союза за организацию сопротивления советских военнопленных в немецких концлагерях, за что в ночь на 18 февраля 1945 года в концлагере Маутхаузен (Австрия), после зверских пыток облит водой на морозе и замерз. В историю Великой Отечественной войны он вошёл как символ несгибаемой воли и стойкости. Это проблема современного школьного и вузовского образования.
Каждый год страна отмечает скорбную дату –22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны. Ценой почти 30 миллионов жизней мы спасли от фашизма, от полного уничтожения не только свою Родину, но и всю Европу.
К сожалению, подвиг русского солдата на Западе почти забыт. Более того, в Европе и на территории бывшего Советского Союза находятся те, которые считают, что воевали мы зря. И эту мысль они пытаются навязать молодому поколению и стереть из памяти поколений величие подвига Советской Армии. Старшее поколение ещё помнит о войне: на примере своих дедов и прадедов, истории своих семей. Но время неумолимо идёт, живых участников той войны становится всё меньше, а военное кино играет всё большую роль в воспитании детей и юношества.
В 2001 году начались съёмки фильма «Звезда» по одноимённой повести Эммануила Казакевича (перу этого писателя принадлежат ещё две экранизированные повести – чёрно-белый фильм «Весна на Одере» и «Путь на Берлин» (снят в 2015 году)) – первого, как принято считать, произведения в жанре новой российской патриотики. Режиссёр-постановщик фильма Николай Лебедев с работой справился блестяще. В мае 2002 года автор этой статьи был на премьерном показе этого фильма в кинотеатре «Победа» в городе Волгограде. Среди приглашённых зрителей было много ветеранов Великой Отечественной войны. Тогда, обмениваясь впечатлениями после окончания премьеры, я спросил у режиссёра Николая Лебедева, использовал ли он при работе чёрно-белый фильм 1949 года выпуска «Звезда» режиссёра Александра Иванова, где блистательно играли мастера советского кино Олег Жаков, Николай Крючков, Василий Меркурьев. Этот фильм — шедевр советского послевоенного кино. По одной повести были сняты два фильма, разные и по времени съёмок, и по технике съёмок. Их разделяет целая эпоха – больше пятидесяти лет.
Режиссёр Николай Лебедев ответил, что смотрел фильм «Звезда» 1949 года, и просмотр этого фильма повлиял на его решение создать свой фильм по этому произведению. Причём это совершенно новое кинопроизведение с голливудскими приёмами и более жёсткой правдой о войне.
Будучи благодарным зрителем, я – сотрудник милиции, только что вернувшийся из зоны проведения контртеррористических операций из своей второй по счёту длительной командировки из Чеченской Республики в 2002 году, как бы вновь, благодаря фильму, оказался участником боевых действий. Больше всего мне понравилась реалистичность показываемой в фильме деятельности фронтовых разведгрупп во время Великой Отечественной войны.
Но следующего знакового фильма о войне в отечественном кинопрокате так и не было сделано.
Фильм «Звезда» 2002 года стоит в одном ряду с фильмами о Великой Отечественной войне 1980-х годов и выгодно отличается от условного патриотического фильма образца 2000-х годов. Здесь показательна история с провалом в прокате фильма «Край» Алексея Учителя, несмотря на массированную рекламу этого произведения на Первом канале телевидения.
По данным «TNS-Россия», если в 2004 году средняя доля зрителей у Первого была 27%, то в 2010-м – 18,7%. Молодая аудитория просто перестала смотреть телевизор.
Наша кинопатриотика – это нынешнее сознание российской властной элиты. В этих фильмах произносятся вроде бы правильные слова, имитируется близость к народу – но делается это крайне неправдоподобно, потому что сами режиссёры и актёры не верят в то, что делают. Конкретный пример – фильмы: «1612» Владимира Хотиненко, «Двенадцать» Никиты Михалкова, «Ярослав. 1000 лет назад» Дмитрия Коробкина. Такое кино буквально повторяет тезисы власти и поэтому их явно заказной характер видно любому неискушённому зрителю.
Собственно, внятная идея в этих фильмах одна: объединить царское и советское, белых и красных, церковь и Сталина. Наибольшие усилия к этому приложил Никита Михалков в «Утомлённых солнцем-2» — тем грандиознее был провал. Эстетическая мешанина, которая получилась в результате, — невольное признание режиссёра в невозможности соединить несоединимое. Более удачной попыткой был фильм Дмитрия Месхиева «Свои», где было сказано, что гражданская война между красными и белыми закончилась только в 1942 году, когда бывшие антагонисты простили друг друга перед лицом общей опасности. В «Адмирале» те и другие представлены как жертвы – вспомним хотя бы сцену с каппелевской атакой; а в сериале «Исаев» Сергея Урсуляка белая имперская идея органично перетекает в красную. Не надо думать, что раз «белые», то пушистые и благородные. Гражданская война — самое страшное, что есть в истории многих государств, от России до США. Наша Гражданская война в России не только страшная вещь и люди на ней сатанели. Убежденные белогвардейцы отказывались от орденов, считая, что гражданская война в принципе нечестное дело. Русский патриот воюет с русскими – это уже что-то не то.
Вспоминается фильм «Мы из Кронштадта», в котором белые офицеры топят матросов. И мы ненавидим белых. А в «Адмирале», наоборот, матросы убивают офицеров. И мы в ужасе от матросов. Все это заставляет посмотреть на ту трагедию с другой стороны. Есть еще фильм «Чапаев», с легендарным эпизодом – психической атакой каппелевцев, когда они идут все в парадных мундирах. В «Адмирале» тоже каппелевская атака, только глазами не красных, а белых. Честно скажу, как зритель, я даже не думал, что будем спорить с «Чапаевым» или «Мы из Кронштадта». Просто тот бой – психическая атака армии Каппеля – меня поразил, еще когда я читал о нем в исторических документах. Попытки одинаково угодить тем и другим часто оборачивается ещё большей бессмыслицей.
Но даже среди этих киноработ особо выделяется сериал «Штрафбат». Проводя профессиональное историческое исследование этого «киношедевра», министр культуры России, а в 2011 году — депутат Государственной Думы, профессор Московского Института международных отношений (МГИМО, где обучаются будущие дипломаты), доктор политических наук Владимир Мединский в своём интервью «Экспресс-Газете» в №9 за 2011 год, отметил, что больше всего люди удивляются, когда узнают, что штрафбаты придумал не Сталин, а Гитлер. Исправительные части появились ещё в вооружённых силах гитлеровской Германии в 1936 году. В. Мединский пишет: «Про штрафбаты снято зрелищное, но насквозь лживое кино «Штрафбат». Вызвать ненависть к «совку» и коммунистам – эту задачу «Штрафбат» решает на все 100 процентов. Только правды в нём нет вообще. Штрафные батальоны и роты появились у нас в сентябре 1942 года. За всю войну на всех фронтах было всего 65 штрафных батальонов и 1037 штрафрот. Но не одновременно и по одному-два на фронт». Знаменитая песня Владимира Высоцкого «В прорыв идут штрафные батальоны», при всём уважении к автору, никакого отношения к реальности не имеет.
Срок службы в штрафбате определялся от одного до трёх месяцев, в зависимости от приговора военного трибунала. 10 лет лишения свободы – три месяца штрафбата, от 5 до 8 – два месяца, менее 5 – месяц. Через три месяца максимум человек возвращался в часть. Все возвращённые из штрафбата немедленно восстанавливались в званиях и правах. Любое ранение – всё «смыл кровью». После медсанбата штрафник возвращался в свою часть. То же «прощение» следовало за «боевое отличие», а за выдающееся боевое отличие – ещё и государственная награда, обычно орден Славы. Многие штрафники ему не радовались, потому что по статусу это был солдатский орден. Кадровые офицеры им не награждались и многие штрафники-офицеры старались от него отказаться, чтобы по возвращении в свою часть не афишировать штрафбатовское прошлое.
В наше время немало написано о штрафбатах и заградотрядах, создан- ных летом 1942 года по приказу №227 Народного комиссара обороны СССР Иосифа Сталина. Однако мало кому известно о том, что подобная практика имела широкое применение в России и в годы Первой мировой войны.
Само понятие «заградотряд» в массовом сознании сильно мифологизировано и демонизировано. Миф обычно звучит так: «заградотряды придумал Сталин; заградотряды гнали солдат в атаку огнем пулеметов; всех, кто не шел в атаку – убивали». Визуализировали этот набор штампов создатели сериала «Штрафбат». Поэтому прежде чем приступить к «заградотрядам украинских националистов», кратко пройдемся по основным штампам – главным образом с параллелями с Великой Отечественной войной.
Во-первых, конечно, заградотряды придумал не Сталин. И едва ли мы когда-то узнаем создателя первого такого отряда. Зато известно, что уже в войске Кира Великого существовали подразделения из более опытных воинов, задачей которых было «…ободрять тех, кто выполняет свой долг, сдерживать угрозами малодушных и карать смертью всех, кто вознамерится повернуть в тыл». Ободряли и сдерживали не только у Кира Великого. Примерно все то же самое можно найти у Чингисхана, Фридриха II, Наполеона и далее везде, вплоть до Великой Отечественной, конечно же.
Во-вторых, «гнать в атаку», если уж совсем грубо, это задача не заградотрядов, а офицеров и сержантов. Заградотряды имели массу задач помимо наиболее растиражированной (пресечение паники и бегства с позиций). К примеру, прикрытие тыла передовых частей от фланговых прорывов и десанта.
Наконец, тех, кто не шел в атаку… нет, не расстреливали. По крайней мере, ни сразу и не всегда. Во время Великой Отечественной их разворачивали и снова отправляли в атаку. По статистике от 90% до 95% задержанных заградотрядами возвращались на позиции даже без дисциплинарных взысканий.
Однако при этом с 22 июня по 10 октября 1941 года 10 201 человек (из 657 тысяч задержанных заградотрядами) был расстрелян. Из них 3321 – перед строем. Немало. Но тут нужно уточнить, что все они были расстреляны по постановлениям особых отделов и (в основном) по приговорам военных трибуналов. Заградотряды в РККА существовали и действовали на основании норм и положений, руководствовались четкими инструкциями. А главное, их задачей было наведение порядка.
После изучения архивных документов периода Первой мировой войны можно сделать вывод о том, что проблемы поддержания воинской дисциплины, а порой и просто элементарного порядка на фронте остро стояли и перед командованием русской армии. Уже в первые месяцы войны стало ясно, что русская армия уже не та, что была, к примеру, во времена войны с Наполеоном. Многие солдаты и офицеры, конечно, проявляли героизм, но в массе своей войска с неохотой шли в атаку, часто отступали без приказа, а в плен сдавались массами. Всего за первый год войны в плен сдалось более двух миллионов солдат и офицеров. Русское командование и правительство были вынуждены предпринять серьезные меры по наведению порядка в армии.
Николай II подписал указ о том, что все сдавшиеся в плен военнослужащие будут после окончания войны отданы под суд, лишены земельных наделов и высланы бессрочно в Сибирь. Семьи попавших в плен военнослужащих лишались пенсий и государственных субсидий. В развитие царского указа командующие армиями и фронтами стали издавать свои приказы, предельно ужесточавшие воинскую дисциплину.
Для примера возьмём приказ командующего 8-й армией генерала Брусилова от 5 июня 1915 года. В нем говорится следующее: «Кроме того, сзади надо иметь особо надежных людей и пyлеметы, чтобы, если понадобится, заставить идти вперед и слабодушных. Не следует задумываться перед поголовным расстрелом целых частей за попытку повернуть назад или, что еще хуже, сдаться противнику. Все, кто видит, что целая часть (рота или больше) сдается, должны открывать огонь по сдающимся и совершенно уничтожать их… Для малодушных, сдающихся в плен или оставляющих строй, не должно быть пощады. По сдающимся должен быть направлен и ружейный, и пулеметный, и орудийный огонь, хотя бы даже с прекращением огня по противнику, на отходящих или бегущих действовать тем же способом, а при нужде не останавливаться также перед поголовным расстрелом».
Приведенные документы красноречиво свидетельствуют о том, как в действительности обстояло дело с внесудебными репрессиями в русской армии под командованием императора Николая II. Имелись там и специальные пулемётно — артиллерийские команды, и заградительные отряды, функции которых исполняли конные казачьи полки и жандармские дивизионы.
Существовали в царской армии и штрафные подразделения. В 1915 году из штрафников сформировали крепостные батальоны, оборонявшие крепости Перемышль, Ковно и Брест-Литовск. Стоит отметить, что жесткие меры, предпринятые царским командованием для поддержания воинской дисциплины, дали положительные результаты. Воинские части перестали отступать без приказа, а количество дезертиров и военнослужащих, сдавшихся в плен, резко сократилось. По немецким данным, в 1916-1917 годах в плен попало всего 5 тысяч русских солдат и офицеров, причем практически все — ранеными или в бессознательном состоянии.
Не исключено, что пресловутый приказ №227 («Ни шагу назад!») Сталин написал, черпая вдохновение в царских документах времен Первой мировой войны.
Правда, попытка создания штрафбатов и заградотрядов предпринималась в годы Гражданской войны наркомвоенмором Львом Троцким.
Заблуждаются те, кто считает, что такие неприятные вещи, как заградотряды и штрафники – изобретение товарища Сталина и его подручных из НКВД. Впервые в Советской России специальные части, идущие в бой по принуждению, и подразделения, заставляющие эти части оставаться на поле сражения, появились по инициативе «демона революции» Льва Давидовича Троцкого.
Лев Давидович Бронштейн, более известный под псевдонимом Троцкий, лично в армии не служил, но считал себя великим полководцем. Поэтому при распределении портфелей в советском правительстве, сформированном после Октября, он пожелал, чтобы именно его назначили наркомом по военным и морским делам. Позднее он стал и председателем Реввоенсовета Республики.
Лев Давидович, несмотря на всю свою революционность, не очень-то полагался на сознательность пролетарских масс и считал, что только страх смерти может заставить эти массы сражаться за светлое будущее. Он говорил: «Нельзя строить армию без репрессий. Нельзя вести массы людей на смерть, не имея в арсенале командования смертной казни. До тех пор, пока гордые своей техникой злые бесхвостые обезьяны, именуемые людьми, будут строить армию и воевать, командование будет ставить солдат между возможной смертью впереди и неизбежной смертью позади…»
Подразделения, которые официально были названы заградотрядами, появились в Красной армии в августе 1918 года. Тогда, во время ожесточенных боев под Казанью с частями Чехословацкого корпуса, Троцкий, в разговоре с Лениным, заявил: «Надо создать надежные заградительные отряды, которые будут действовать извне заодно с внутренним революционным ядром частей, не останавливаясь перед расстрелом бегущих».
Прибыв на фронт на специальном поезде, сформированном из роскошных вагонов, когда-то принадлежавших Николаю II, Троцкий 11 августа 1918 года подписал знаменитый приказ № 18, в котором было написано: « Если какая-либо часть отступит самовольно, первым будет расстрелян комиссар части, вторым – командир… Трусы, шкурники и предатели не уйдут от пули».
Последующие за этим события показали, что Лев Давидович не шутил. В бою под Свияжском с передовой самовольно отступил 2-й Петроградский полк. После боя все беглецы были арестованы и преданы суду военного трибунала. Командир, комиссар и каждый десятый боец полка были расстреляны перед строем из пулеметов.
После августовского приказа Троцкого заградотряды в Красной армии стали плодиться, как кролики. Были организованы так называемые «летучие сотни», каждая из которых состояла из нескольких десятков. Во главе каждого такого десятка стоял поверенный и надежный большевик, два его помощника – тоже члены партии, остальные были «сочувствующими». Часть десятков передвигалась вдоль линии фронта на лошадях, часть – в пешем порядке. Вооружены заградотрядовцы были винтовками и пулеметами.
Но нельзя же было бесконечно расстреливать всех, кто не хотел сражаться за пролетарскую революцию! Так ведь можно было остаться вообще без армии. Поразмыслив, Троцкий решил, что на первый случай можно и не отправлять «в штаб генерала Духонина» (так тогда изящно называли расстрел) пойманных беглецов и дезертиров, а предоставить им возможность искупить кровью свою вину перед мировой революцией.
Лев Давидович в своем приказе № 62, изданным им 20 ноября 1918 года, пишет: «В тех случаях, когда особые обстоятельства, в первую голову – виновность командного состава, побуждают трибунал условно вернуть дезертировавших или заподозренных в дезертирстве в действующие части, необходимо таких условно-осужденных облачать в отличительные, черного цвета воротники, дабы они и их окружающие знали, что при первом новом преступлении со стороны этих условно-помилованных солдат им не может быть ни милости, ни второго снисхождения…»
Несмотря на все драконовские приказы Троцкого, солдаты, часто насильно мобилизованные в Красную армию, продолжали дезертировать при первой же возможности. Сделать это было совсем нетрудно – во время Гражданской войны линии фронта как таковой часто не было вообще, и бойцу достаточно было выбросить в кусты свои документы, оружие и фуражку с красной звездой, чтобы сразу же превратиться в простого обывателя. Как это могло происходить в простой жизни, хорошо показано в фильме «Бумбараш».
Кроме того, дезертиры обычно были уроженцами местности, в которой дислоцировалось подразделение Красной армии, и родственники прятали беглецов, да так, что найти их было практически невозможно.
Поэтому в одном из своих следующих приказов Троцкий предусматривал строгие наказания не только дезертирам, но и лицам, их укрывающим. В частности, в приказе говорилось: «За укрывательство дезертиров виновные подлежат расстрелу… Дома, в которых будут открыты дезертиры, будут подвергнуты сожжению».
Постепенно Гражданская война принимала все более и более упорядоченные формы. В Красной армии появились кадровые полки, бригады и дивизии. Стараниями товарища Троцкого наводился порядок и в отношении штрафников и штрафных батальонов. Правда, по началу само слово это не употреблялось. Вместо него тогда использовали другое название частей, в которых воевали неблагонадёжные военнослужащие: «опороченные части». В одном из приказов Реввоенсовета так прямо и говорилось: «Одной из форм наказания для дезертиров является направление их в особые опороченные части…»
В одном из его распоряжений говорилось буквально следующее: «Отдать приказ, чтобы дезертиров обувать в лапти. Сапоги отправлять отдельно при провождении дезертирской команды в ее часть. Дезертиров оставлять в лаптях на весь срок испытания. Обеспечить армию и округа соответствующим количеством лаптей». Дело о лаптях решалось даже на уровне Реввоенсовета Республики.
Ну, а пока Лев Давидович думал о лаптях, Гражданская война потихонечку подходила к концу. Впрочем, заградотряды и под занавес не остались без работы. Так, лишь за семь месяцев 1919 года было задержано заградотрядами 1 миллион 500 тысяч человек. Из них злостными дезертирами признаны всего 95 тысяч человек, из числа которых в штрафные подразделения направили 55 тысяч. К лишению свободы военные трибуналы приговорили 6 тысяч человек, а к расстрелу – 4 тысячи. Из них большинство – к условному расстрелу (была в те годы такая высшая мера наказания), фактически же расстреляно – 600 человек.
Заградотряды использовались в боях против поляков и Врангеля в 1920 году. Особую роль заградотряды сыграли во время подавления восстания в Кронштадте весной 1921 года. Многие красноармейцы, направленные против восставших моряков, сочувствовали им и всячески уклонялись от участия в расправе над мятежным Кронштадтом. Поэтому армейские части, идущие по льду Финского залива на штурм Кронштадта, сзади подпирали пулеметы заградотрядов.
Вкратце напомним основную канву событий. Февраль 1921 года, уже подходит к концу Гражданская война, большевики укрепились в стране, и тем более в Петрограде. Проводится жёсткая политика «военного коммунизма», продразвёрстка, а в стране в целом голодно. В том числе на острове Котлин, где с петровских времён разместился город-форт Кронштадт, основанный именно как военно-морская база империи. Хотя, кронштадтские моряки питались не так уж т плохо. На тот момент они получали в день по 1,5-2 фунта хлеба (1 фунт = 400 граммов), четверть фунта мяса, четверть фунта рыбы, четверть крупы, 60-80 граммов сахара. Так ли уж голодно?
Понятно, что матросы стали символом, «красой и гордостью русской революции» по определению Льва Троцкого. Так они и не потеряли форму-в феврале 1921 года команды линкоров «Севастополь» и «Петропавловск» (которые саботировали военные действия в Первую мировую войну, между прочим) выдвинули политические требования новой власти: «Власть Советам, а не коммунистам!», также прошёл оппозиционный митинг в центре Кронштадта.
Требование «Советы без коммунистов» — некий справедливый тезис, потому что «проклятые коммуняки» сдали страну в Первую мировую войну. Это так и не так, Кронштадтские моряки первыми стали брататься с немцами и даже сдавать им корабли в обмен на пленных. А к 1921 году Гражданская война была практически выиграна красными именно за счёт коммунистов – их партийных ячеек, внятной идеологии, реально поставленных задач командирами и комиссарами. Несмотря на то, что Врангель имел в Турции до 60 тысяч штыков «царской» армии, а вокруг были недружественные Финляндия, Прибалтика, Польша, именно коммунисты смогли затянуть страну в корсет государственности. Погибших в нашу Гражданскую войну (1918-1922), конечно, точно подсчитать не удалось, но только убитыми их было не менее двух миллионов. Это за четыре года войны.
Смольный, как говорится, решил: «пора брать», 7 марта части Красной армии прямо по льду отправились наводить на острове «конституционный порядок». И были разгромлены. Крепости там мощные (тогда – 16 флотов) и до сих пор внушительные, даже для XXI века. Глава Совнаркома Владимир Ленин решил не отступать. Атакующие части были усилены как численно (до 45 000 штыков за счёт разных формирований, вплоть до петроградской милиции, а им противостоял гарнизон в 26 000), так и оружием (159 орудий, 433 пулемёта, 30 самолётов, которые совершили в итоге аж 137 вылетов).
Второй штурм состоялся 8 – 18 марта и через большую кровь завершился победой РККА. Цифры по убитым в советских учебниках весьма приблизительные, потому что много раненных умерли позже. Но они всё равно скромные: около 1 000 со стороны мятежников и вдвое меньше у атакующих. В реальности – наверняка в разы больше, при такой-то кровавой бане. Главное, около 8 000 военных моряков сумели добраться до Финляндии.
Точно можно сказать, что ровно 2 103 человека, защитников острова, пленных, были вскоре расстреляны органами ЧК, а ещё более 6 000 отправились по тюрьмам. Впрочем, 2 ноября 1922 года большинство оставшихся в живых мятежников с матросскими ленточками были амнистированы решением ВЦИК.
Руководство наступательной операции РККА, позже легендарный маршал Михаил Тухачевский, наделал вагон ошибок в том кровавом марте. Однако кронштадтскую оборону не смогли прорвать немцы, она являлась самой «орешковой» в Российской империи, продуманной сложной инженерной системой сдерживания любой агрессии. И ещё как пригодилась в Великую Отечественную войну! А Тухачевский справился. И известно, что его тактику внимательно и уважительно разбирают до сих пор на курсах высших офицеров Генштаба РФ.
Советская идеология сделала из той победы некую героику. Пример тому стихи Эдуарда Багрицкого, где есть такие строчки:
«Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас водила молодость
На кронштадтский лёд».
На самом деле, после первых и вполне объяснимых восторгов от проведённой операции, потом на идеологическом уровне о Кронштадтском мятеже наоборот попытались забыть. Крепко забыть. Ещё бы — «красные против красных», как так может быть…
Кронштадтское восстание, возможно, даже выбивается из общей канвы Гражданской войны. Но, пожалуй, всё же нет. Когда «многонациональный российский народ», как принято говорить сейчас, воюет не с немцами-турками, а сам с собой, это признак глубокого морального раздражения и разложения нации. Впрочем, уже через 20 лет после описываемых событий, во время Великой Отечественной войны, Кронштадт занялся своими прямыми обязанностями и сделал это геройски.
Последний раз в ходе Гражданской войны заградотряды применялись на Дальнем Востоке и в Забайкалье. До конца 1930-х годов, когда Красной армии пришлось снова скрестить оружие с врагами внешними, заградотрядов в составе советских вооружённых сил не было, как и не было необходимости в их создании.
Вооруженные силы Украины, включая так называемые нацбатальоны, все больше похожи не на военную, а на чисто террористическую организацию. Примером тому стало применение Украиной заградотрядов, которые уничтожают желающих сдаться в плен. Чудовищность происходящего превосходит даже то, как действовали советские заградотряды во время Великой Отечественной.
Попавшие в плен украинские военные нередко рассказывают о том, как националистические подразделения открывают огонь по тем, кто собирается сдаться. О таком случае рассказал представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков в июне 2022 года: жертвами подобной практики стали более 30 военнослужащих 54-й бригады ВСУ. По данным Минобороны, «…прибывшее к опорному пункту на бронеавтомобилях подразделение заградотряда украинских националистов открыло по военнослужащим 54-й бригады ВСУ перекрестный огонь в спину».
Как рассказал в июле 2023 года боец с позывным «Ленинград», на одном из участков линии боевого соприкосновения ВСУ пытались атаковать позиции российской армии, но получив отпор начали отходить. В это время сзади отступающих появился украинский БТР-4 «Буцефал», который расстрелял группу украинских военнослужащих. По словам российского военного, изначально думали, что он бьет по нашим, но оказалось, что БТР целенаправленно ведет огонь по своим же. Все это было снято российским беспилотником. Таким образом, украинский бронетранспортер уничтожил шесть бойцов ВСУ, включая одного раненого, которого они тащили с собой, попав под огонь российских минометов. До своих позиций они не дошли.
Практика применения заградотрядов в украинских военных формированиях имеет распространение, но не повсеместно, сообщил командир батальона «Восток» сил ДНР Александр Ходаковский.
«Истории с заваренными люками в бронетехнике, рассказы пленных о том, что поляки в штабах командуют украинцами, и они же прибегают к использованию заградотрядов — это не пропагандистские страшилки», — написал он в своем Телеграм-канале. По его мнению, это указывает на проблемы с желанием у украинцев воевать.
«Во-вторых, даже испробовав все способы стимуляции, противник нашёл метод кнута наиболее действенным, — не говорит ли это о том, что когда речь идёт о жизни и смерти, полагаться только на добрую волю приговорённых к риску наивно?», — задается вопросом Ходаковский.
По словам политолога, автора книг о преступлениях «Азова»* Алексея Кочеткова, расстрелы тех, кто готовится к сдаче, стали обычной практикой в войсках Украины.
«Бойцы, которые находятся на передовой, тоже рассказывали мне о случаях расстрелов по 20, по 30 человек, которые связывались с нашими частями для того, чтобы договориться о коридоре выхода, — рассказал эксперт aif.ru. — Заградотряды, которые стоят в тылу вместе с СБУшниками, просто дожидаются момента, когда должна произойти вот эта сдача, и накрывают свою же собственную часть артиллерией под видом “дружественного огня”, или просто подъезжают мобильные группы и расстреливают в упор тех, кто пытается выйти в заданном квадрате по заданным координатам. Такие вещи они не просто используют, но и популяризируют, раскручивают, чтобы другим неповадно было. Технически в этом нет ничего сложного — все каналы связи, особенно каналы связи СБУ, по которым военные договариваются о выходе с российскими коллегами, прекрасно прослушиваются».
По словам Алексея Кочеткова, целью украинских заградотрядов становятся не только те, кто желает сдаться или организованно отступить, но и многочисленные дезертиры.
«Много информации о том, что солдаты бегут, что очень много дезертиров. Они становятся целью для отрядов карателей. Хотя есть и такие, которые ведут себя обреченно, идут вперед, не думая о смерти. Абсолютно невменяемые, словно сектанты. Но дело не в наркотиках, а в промывке мозгов. Об этом тоже говорили бойцы, которые освобождали Пески или которые сейчас освобождают Марьинку», — рассказывает Кочетков.
В сообщениях Минобороны России говорится о том, что расстрелом 100 бойцов ВСУ занимались боевики из отряда «Кракен». По словам эксперта, трудно сказать, какие именно подразделения расстреливают своих соотечественников на Украине.
«Ранее были сообщения, что “Кракен” обезврежен, видимо, название этого подразделения стало уже чем-то нарицательным. Известно, что в “Кракен” набирали бывших заключенных, в том числе убийц и садистов. Боевики, стрелявшие по коленям российским пленным на известном видео, тоже были из “Кракена”, — говорит эксперт. — Но на самом деле выполнять функции заградотряда сегодня на Украине могут самые разные группы. Те же “азовцы”*. В последнее время они начали шифроваться — не афишируют принадлежность к организации, понимая, что никакого хорошего исхода для них не будет. Они переименовываются, берут другие названия или просто притворяются соединениями ВСУ. Принадлежность к “Азову”* сегодня может стать поводом для плотного артиллерийского огня по месту сбора его представителей».
Вспоминаю давний разговор в 2002 году с моим покойным, к сожалению, сейчас отцом – фронтовиком Варавиным Алексеем Борисовичем. Войну он прошёл с первых дней до последних: от командира взвода до командира стрелкового батальона. Настоящий командир-«окопник», награждён двумя боевыми орденами: Красного Знамени и Александра Невского. Я тогда спросил у него: «Отец! А чего больше всего ты боялся на войне?». Он тогда поразил меня ответом: «Попасть в плен или в штрафбат». Ни смерти он боялся, а быть опозоренным. Сейчас, когда сам принимал участие в военных действиях на Северном Кавказе, я понял слова своего отца, как и то, что он не любил фильмы о войне, считая, что они не показывают реального того, что было на самом деле.
Продолжая экскурс в историю Великой Отечественной войны, отмечу, что семьям, погибшим в штрафбате пенсию платали из оклада содержания по последней должности до направления в штрафной батальон.
Отличие штрафбата и штрафроты заключалось том, что в первый попадали офицеры, в роту – солдаты и бывшие заключённые, которые через месяц – три, тоже переводились в обычные полевые части. Это правило не распространялось на политических, рецидивистов, осужденных за разбой и бандитизм. То есть, комдив Котов, герой фильма «Утомлённые солнцем-II», которого играл кинорежиссёр Никита Михалков, мог попасть в штрафную роту, только если полковник НКВД, которого играл актёр Олег Меньшиков, подменил ему статью в личном деле с политической на уголовную.
Главный герой «Штрафбата» — командир в исполнении актёра Алексея Серебрякова, герой нереальный, потому что командирами штрафных рот и штрафбатов назначали только лучших кадровых офицеров. Направлялись туда сразу с повышением в звании. Дальнейший срок выслуги в званиях сокращался вдвое, зарплата повышалась вдвое, а начисление пенсии – в шесть раз. Семья командира штрафбата могла себе позволить покупать на рынке и в коммерческих магазинах масло, сахар, консервы, так как и во время войны деньги никто не отменял. Карточки давали право покупать продукты по государственным ценам, а кто имел возможность – покупал продукты втрое дороже на рынке.
Поэтому даже в условиях жесточайшей войны были приняты законы и положения, по которым производились выплаты денежных средств: за уничтоженную вражескую технику, за вывезенную с поля боя технику, за восстановление подбитых танков.
Оплата за боевые операции производилась во всех родах войск, и везде были свои критерии и оценки. Особенно ярко это проявлялось в авиации.
Руководство СССР сделало ставку не только на героизм, но и на деньги, и это показало себя с хорошей стороны. Так что можно смело сказать, что за героизм тоже платили.
Но это историческая справка, а вот возвращаясь к теме нашего повествования – патриотического кино, хочется привести слова автора документального кинофильма «Брест. Крепостные герои» Алексея Пивоварова, который отметил, что было и ещё нечто донельзя затасканное пропагандой, но на самом деле глубоко личное, что без всяких лозунгов заставляло человека встать и пойти на верную смерть. «Что-то ещё, глубоко личное» — признание автора в принципиальной неспособности понять мотивацию советских солдат – является в то же время и наиболее честным способом рассказать о подвиге народа.
Особо хочется сказать про фильмы о чеченской войне — кинорежиссер Владимир Бортко по сценарию Бориса Подопригоры снял картину с названием «Честь имею» — о судьбе десантников в ходе контртеррористической операции в Чеченской республике – о героической гибели личного состава 6 роты псковской дивизии ВДВ в феврале 2000 года в бою около селения Улус-Керт, когда она встала на пути крупного бандформирования численностью 1,5 тысячи боевиков под командованием Хаттаба, которое пыталось вырваться из окружения. Шестая рота стояла до конца, сутки сражалась в одиночестве и вся погибла, но бандиты, понеся страшные потери, с трудом смогли уйти от преследования федеральных сил в горы, тогда было уничтожено 550 бандитов.
Обо всем, что там было, в подробностях известно мне, я в начале 2000 года был в служебной командировке в Чеченской республике в качестве сотрудника пресс-службы МВД России в Объединенной группировке войск и сил в Северокавказском регионе (ОГВС). А вот во время второй командировки зимой-весной 2002 года при замене руководителя пресс-службы ОГВС появился полковник Борис Подопригора, который, будучи начальником пресс-центра, скрупулезно собирал все свидетельства из разных источников о подвиге шестой роты и написал жизненный и очень правдивый сценарий о подвиге и гибели десантников зимой 2000 года. Сам автор — полковник запаса Подопригора, участник семи военных конфликтов, кавалер двух боевых орденов, талантливый журналист, литератор, сценарист, публицист, как поэт, наибольшее количество раз находившийся в горячих точках, вошел в Книгу рекордов Санкт-Петербурга в 2003 и 2005 годах, член творческого коллектива, удостоенного высших кинематографической и телевизионной премий РФ в 2004 году – ТЭФИ и «Золотой орел» – как соавтор сценария телесериала «Честь имею», политолог, член Экспертно-аналитического совета при Комитете по делам СНГ и соотечественников Государственной думы РФ.
Вот о фильме «Честь имею» могу сказать, это фильм о войне и хотя, как и любое художественное полотно имеет право на вымысел, очень правдиво повествует о подвиге и жизни ребят в боевых условиях, так как военная обстановка выписана настолько реально, что кажется, что сам побывал на войне. Тема героизма 6 роты неоднократно воспроизводилась на киноэкране, так режиссер Виталий Лукин снял художественный фильм «Проры́в» в 2006 году. Он тоже основан на реальных событиях в начале второй чеченской кампании. Повествует о подвиге бойцов 6-й роты 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии ВДВ. А вот режиссер Андрей Малюков, создатель российского многосерийного фильма 2006 года «Грозовы́е воро́та» снял его по мотивам романа Александра Тамоникова «Рота уходит в небо» (после премьеры фильма несколько раз переиздавался под названием «Грозовые ворота»). По признанию автора, все совпадения сюжета с ходом реального боя на высоте 776 в 2000 году — случайны, так как бой произошёл уже после того, как большая часть романа была написана. Бой у высоты́ 776 — эпизод Второй чеченской войны, в ходе которого 29 февраля — 1 марта 2000 года 6-я рота 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й (Псковской) дивизии ВДВ под командованием подполковника М. Н. Евтюхина вступила в бой со значительно превосходящим по численности отрядом чеченских боевиков, руководимых Хаттабом, под Аргуном в Чечне, на рубеже Улус-Керт —Сельментаузен, на высоте 776. К подвигу 6 роты Псковской дивизии ВДВ кинематографисты еще не раз будут обращаться – мы должны больше говорить о наших ребятах героях-десантниках, милиционерах, и просто солдатах, которые совершили свой подвиг для защиты отечества. К сожалению, в современных патриотических фильмах, мы, по-прежнему имеем дело с перелицовкой старого советского материала с добавлением голливудского. Однако в основе и советского и голливудского заложены универсальные ценности: интернационализм, свобода личности. Поэтому могу сказать, что сегодня режиссёры не снимают «простых историй о войне», таких как фильм 1967 года «Женя, Женечка и «катюша»» режиссёра Владимира Мотыля, где свою лучшую роль сыграл Олег Даль и, конечно, фильм 1973 года «В бой идут одни старики» режиссёра Леонида Быкова.
Эти фильмы на все времена навсегда останутся в сокровищнице отечественного кино. Их простой сюжет на тему осмысления человеком своего места в этом мире и есть тот универсализм, за который мы и любим советский патриотический фильм.
Сегодня молодёжь видит своего героя в современной России намного конкретнее и более прагматичнее. Методы достижения авторитета у окружающих тоже со временем изменилась. Современная молодёжь ради обогащения уже не хочет идти в наёмные убийцы, чёрные рейдеры, на панель, а фильмы «Бригада», «Жмурки», «Банды» перестали быть руководством к действию. Новые российские патриоты с хорошим образованием желают работать в «Газпроме», ЛУКОЙЛе, Счётной палате и судейском сообществе, приобщаться к партийным фондам. Некоторым молодым людям нравится там, где можно «пилить» бюджеты и черпать из коррупционных ручьёв, делать карьеру депутата или биржевого спекулянта.
Такие ценности и интересы выдвигают нынешнее молодое поколение на ключевые позиции в стране. Игнорировать кинематографу подобного рода устремления – значит удаляться от истины жизни. Люди устали от славословия и официальной фальши, а героический идеал без связи с правдивыми, реальными ценностями и интересами – это мертворожденный супергерой.
И всё-таки я верю, что наше российское кино ещё порадует зрителя хорошими патриотическими фильмами. Осталось только подождать.
Николай Варавин, историк
полковник милиции в отставке,
ветеран МВД РФ и боевых действий.